Картины по русской истории. № 5 1908 г.

картины, которыя очерчиваютъ главнѣйшія изъ реформъ, даютъ изображе ­ ніе новыхъ людей, новаго быта, новаго управленія и указываютъ на пріемы реформатора въ его дѣятельности. (См. картины 28 — 35.) Времени наслѣдниковъ Петра Великаго, характеризуемаго обыкновенно какъ время дворцовыхъ переворотовъ и господство фаворитовъ при дворѣ- посвящены картины 36 и 37. Времени Екатерины II посвящено четыре картины (38 — 41): „Выходъ императрицы Екатерины II", „Въ лагерѣ Екатерининскихъ солдатъ", „Дво ­ рянское собраніе при Екатеринѣ 11", „Въ крѣпостной деревнѣ конца ХИН в. “ . Картина (42) „ Вахтпарадъ императора Павла I" характеризуетъ это сумрачное царствованіе съ его шагистикой и муштровкой. Времени Александра I посвящаются три картины. Первая изображаетъ опредѣляющее внѣшнее событіе того времени — 1812 г., рисуя разореніе Москвы французами (43); вторая характеризуетъ смутное и тяжелое время аракчеевщины, изображая сцену изъ жизни военныхъ поселеній (44); третья (45)» „Декабристы" , даетъ изображеніе изъ исторіи протеста противъ гнета аракчеевщины. Время Николая I характеризуется картинами въ трехъ направленіяхъ, какія намѣчались въ тогдашней жизни. Это, во-первыхъ, все нивеллирую- щая и ставящая въ одну шеренгу, подъ одну фельдфебельскую палку, солдатчина, съ ея балетной муштрой и ярко начищенной амуниціей. (См. карт. 46 — „Ученье рекрутъ въ Николаевское время".) Второй чертой Нико ­ лаевскаго времени, во многомъ являвшейся слѣдствіемъ установившагося режима и господства крѣпостного права, является та общественная непо ­ движность и спячка опекаемыхъ благодѣтельнымъ начальствомъ среднихъ слоевъ населенія. Картина (47), изображающая „ Городъ Николаевскихъ временъ", пытается дать внѣшнее изображеніе жизни русскаго обывателя тѣхъ временъ, а картина „Балъ въ Москвѣ jo -хъ годовъ" (48) рисуетъ тѣ вольно и невольно беззаботно веселыя стороны тогдашней жизни, въ кото ­ рыхъ почти исключительно выражалась вся ея общественность. Третьей чертой Николаевской эпохи, конечно, будетъ то пробужденіе мысли и стрем­ леніе къ жизни и свѣту, котораго ничто не смогло задавитъ и которое выразилось въ декабристахъ, Пушкинѣ, расцвѣтѣ литературно-научныхъ интересовъ въ Москвѣ съ ея университетомъ, около 40-хъ годовъ, когда гремѣли по московскимъ гостинымъ споры западниковъ и славянофиловъ, а въ Московскомъ университетѣ раздавалось вдохновенное слово Т. Н. Гра ­ новскаго. На эту тему и отвѣчаетъ картина (49) „Люди 40-хъ годовъ". Картина (50), относящаяся къ моменту освобожденія кресгпъянъ, завер ­ шаетъ собой пока серію картинъ по русской исторіи. Въ распоряженіе преподавателя русской исторіи поступаютъ, такимъ образомъ, пятьдесятъ картинъ, изображающихъ важные моменты въ развитіи жизни русскаго народа. Горячимъ желаніемъ издателя, составителя плана и редактора и всѣхъ принимавшихъ участіе въ созданіи самыхъ картинъ было, чтобы онѣ сослужили свою добрую службу русской школѣ, изученію прошлаго русской жизни, пробужденію любви къ тому прошлому; какъ порой ни печально и ни безотрадно оно было, но оно пережилось и, въ концѣ-концовъ, должно привести черезъ плодотворное настоящее къ доб ­ рому и свѣтлому будущему, вѣрно попять и оцѣнить которое безъ знанія прошлаго нельзя. Кромѣ этой серіи, нами намѣчено изданіе ряда картинъ, которыя изобра ­ жаютъ важнѣйшіе моменты русской исторіи въ ея связи со внѣшними событіями, среди которыхъ совершался политическій ростъ страны и развитіе русской державы. сжаж а я а ■ "• нмп и т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1