Святитель и чудотворец Арсений, епископ Тверской

8 Предстояло избрать наваго еПИСI .. опа для Тверской пас+,вы. · Ве.дИI~iЙ IШЯ3Ь ~1ихаилъ Александровичъ, духовенство, бо­ яре и вст. TBcpcI\ie граждане, знапшiе лично Арсспiл, и ви­ дт.вшiе дт.Йствiл его во время пребыванiя митрополита в,ъ Твери, единодушно жела.Ш его и ~т.ть своим» ЩIИСI{ОПОМЪ и усердно просили о томъ святителя Кипрiана. Митропо.Т[итъ и самъ зналъ прекрасную жизнь Арсенiл, и желалъ ПОРУЧИ'l'ь своемъ походилъ имеппо па разъяренпаго льва. Епископъ Евф'имiй, по свидътельству цреВlIЯГО житiя святителя Арсеuiя, БЫАЪ чеАО(JIЪ1СЪ (JЪ~C01C(J­ у,иен;", tt UU'KO~O uе счumа.iЪ выше себя; и МОQUД:Ь .IIt1ЪШа9Щ,СЯ въ A!ipCICiJl J,b.t(I.. И во всш.:ое дрУГQе время С'l'ОЛБ,повепiе такихъ хараltтеровъ опа­ СНО; по теперь когда полутораС'fол-Втнее господс'rво падъ РУССltИJ\1И та­ таръ пе только сдерживало порьшовъ въ ТaIШХЪ людяхъ, до еще бол-Ве ра~ъяряло ихъ,-теперь СТОЛI,новенiе такихъ людей неМИlIуемо грозило гибелью. А ПОВОДОЕЪ къ СТОЛIшовенiю могло БЫ'fЬ множество съ одпой сторон ы по БЛИ8IЩМУ учаС'l'iю еПИСltопа во вс'вхъ совътахъ IшяжеСIШХЪ, съ другой по частым'ь ссорамъ и смутамъ уд-Вльныхъ Itнязей TBepcI:aro Rняженiя съ великимъ ТвеРСIШМЪ княземъ. Во всякомъ случа'в Евфи:llifi былъ совершенно виноватъ, когда воздвигалъ МЯ'l'ежъ противъ т'вхъ, кого почитать повелj;ваетъ Са.1\IЪ Богъ, и м'вшался въ мiрскiя дfша. Что I~асается до вто,Раго пупь:та обв.иненiя на еПИСltопа Евфимiя,т. е. что опъ богохульно МЫСЛlIЛЪ О Господ-В lисусъ Христ-В, о Пресв. Дъв:!; Марiп п о др,угихъ догматахъ в-Вры, подобпо древнимъ ереТИI~амъ Арiю, Несторiю и другимъ; ТО И вд-Всь д-Вло объясняется естественно и просто. Тоже самое TaтapcltQ\j шо, которое давало раздолье страстямъ и J;IOPbl– вамъ вся:каго рода, мало по малу уrашало въ течепiи полутораС'l'а л-Втъ СВ'В'fЪ ученiя и правильпаго образовадiя; монастыри,-равсадниitИ БQГО­ caoBCltarO просв'tщенiя, во мпожеств-В были раврушены; школы уничто­ жены. Неудивительно же, что мрашь нев'вд-Внiя I\ОСП)'ЛСЯ и пастырей церкви, особенно таIШХЪ, каковы были Евфимiй;, люБИБшiй м'вшаться въ мiРСI,iя дfша, не считавщiй пикого выше себя; н\'\удивительпо, V'l'O TaKie бotОСJюв~~ы, RaItъ онъ, могли впадать въ древнiя злыя ереси, и находить между малообразоваппымъ ДУХОБенствомъ и мiр.анами IIОСЛ-В­ дователеfi себ-В. Чрезъ сто л'втъ посл-В, БЫJlа же въ PYCCltOfi цеРI,ВИ эпоха, когда нел.J;пЪЙшая и противн-Вйшал для христiа,нъ ересь ЖИДовст­ ВУЮЩIIХЪ охватила умы II сердца и НОВГОРОДСЫIХЪ протопоповъ, И многихъ духовныхъ лицъ ВЪ Ыосквъ, И самого МlI1'РОIIолита 30СИМУ, и дьяка :Курицына, и нев'встку веЛllкаго I,ИЯЗЯ Елену. Что жъ . мудре­ Haro 1 что II ЕвфимiЙ заблуждался и БQгохульствовGtлъ? Во всякомъ случа'в соборъ таItихъ архипастырей, каковы были :Кипрiаиъ и Стефаиъ ПеРМСI,iЙ 1 де IIрИСУДИЛИ б~ его лишить еПИСI,ОШ)IЩГО сана; если бы кром'в вовбуж.децiя МЯ'rе~ка ПРО'l'ПВЪ ВЕ)ЛJJ~,Щ'О князя И вм'в­ шате.1ьства въ MipCI,i~ д'вла, не бы~о въ не.мъ еретическихъ уб'Вжденifi.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1