Журнал 17-го заседания Тверской ученой архивной комиссии

земное, с ъ п а дни с ью: „овому п а д е т е овому воз- с т а н і е . " Далѣе па д в у х ъ к а р т иы а х ъ у к а з а н ъ са- мый еііособь ііомиііовепіл у с о пши х ъ . П а л. 109 юноша сын д е т ъ д е н ь г и мон а х у ; на 134 л. І о а п п ъ Дамасісниъ нзобраліепъ с ъ х а р т і е й , на которой написано: „добро н а мл т ь т в о р и т и у м е ршимъ ; " н р е д ъ н имъ ц е р к о в ь ; внизу, в ь н а л а т а х ъ б о и р и н ъ у г о і ц а е т ъ бѣд ных ъ , сиди с ъ ними за столомъ; поодаль стола дг.а б о л рин а с и д л т ъ с ъ кубками; при с л у г а р а з д а е т ъ і юд а л н і е ниіцимъ. о а т ѣ м ь па 134 л. с лѣд у е т ъ и з ъ л с н е н і е к а р т и ны в ъ слѣдую- і ц и х ъ в ы р а ж е н і л х ъ . „Душа т в о ри л а милостыню. Поставлена у престола Го с но днл за б л а г а л свои д'йла. Душа чи с т а а к и дѣвица н р е у к і ) аше н а всл- кими вѣтьми, с т о и т ь нревыіне солнца, а л у н а ііодъ ногами ел, а мо ли т в а у ней и;ю у с т ъ а к и нламл п р е выше небесъ до престола Славы Госноднл ВОСХОДИТ!,; смн])еиіемъ зміл у к р о т и , ностомъ льва связа, слезами пл аме н ь т е р н і л грѣховнаго погаси, д ь л в о л ъ надесл н р е д ъ нею а к и к о т ъ . " По ч т и па і;аждой к а р т ииѣ н р е д с т а в л е и ъ І о а н и ъ Д а м а с к и н ъ съ своими и з р е ч е н і лми . ІІа х а і ) т і л х ъ смерть изо- б р ажа е т с л с ъ косою и к о л ч а и омъ за пл е ч ами . Об р а і ц а е т ъ на себя в н има и і е еіце одна подроб- ность: умернііе и з о б р ажают с я , о быкно в е нно , въ о б н аже н н омъ видѣ. Іѵартины р а с к р аше ны . Физіогиоміи л и ц ъ , п р и - чески, о д ежды , х а р а к т е р а , ностроекъ, обстановка и д р у г і л быт о выл ч е р ты , но миѣнію А. К. І Ки - з и е в с к а г о . у к а з ыв ают ! , на чисто русское и д а ж е мѣстное н р о и с х ожд е н і е всѣхъ э т и х ъ р и с у и к о в ъ . Во вторую часть Си н о д и к а вписаны имена ми- т р о и о л и т о в ъ , Московских'!, и а т р і а р х о в ъ , в е ликих т , к н л з е й и цаі)ей Московских!,. Э г о т ъ д р е в иѣйші й СПИСОК!, ііаканчиваетсл І о а и и омъ Алексѣевичеыъ и ц а р е в и ч е мъ Алексапдііомъ; имена нмп е р а т о р о в ъ вписаны далѣе уже д р у г ою рукою и, к а к ъ видно, въ нослѣдствіи. В ъ сл'Г,дуюш,ихъ с т а т ь л х ъ [запи- саны: Ца р и Ка з а н с к і е , Сиые онъ и Александра., великіл к н я г и н и и блаачшѣрныл ц а р и цы , е ни - сконы и архіеі!ископы 'і'верскіе, р о д ъ в е л и к и х ъ к н л з е й Гл;іанскиха, (В силіл, І о а нн а , Ѳеодора) и в е л и к и х ъ к н я г и н ь , и г уме ны : Се р г і й , Ни к о и ъ , Пафн у т і й , Ма к а р і й , Савва, Іосифъ, р о д ъ к н л з л А н д р е я С т а р и ц к а г о , ( и н о к а - к н я з л Ѳеодора, ино- к и н и - к н я г и н и Ха])итины, к н . Ан д р е я , кн. І о а пн а , кн. Фо т ин і и , к н я г и н и ино кини Варсанофіи, к н л з л Владиміра, к н я г и н и Ефр о с ин і и ) , в е лик і е к н я з ь я Тверскіе: Ярослава,, Михаила,, А л е к с а н д р ь , Ди- ми т р і й , Александра,, Михаила,, І о а н и ъ , Ал е к с а и д р ъ , Георічй, Бориса,, Ми х а и л ъ , І о а к и м ъ „ ( у б и тый ) , " іюда, Т в е р с к а г о Ар х і е и и с к о п а Се р г і я , б о л р и н а ІПілзл Ми х а и л а ІДаиіорьевича Ромо д а н о в с к а г о , б.лаговѣриыхъ в е л и к и х ъ к н л г и н ь Т в е р с к и х ъ (ыезкду ними к н я г и н я - и н о к и н я Софія К аши н с к а я ) ; р о д ъ н а т р і а р х а Іова; р о д ъ к н я з я Симеона Ив а н о в и ч а Ми к у л и н с к а г о Пуп к и , ( к н я з я Симеона, к н я г и н и Кв д о к і и , инока Іоакима, Пе т р а Анастасіи, А г р и - и и иы , Исмаила); р о д ъ к н я з е й Ми х а и л а и І о а н и а Пе т р о в и ч е й Пр о и с к и х ъ , А н д р е я Ла р і о н о в и ч а Ал - бутьева, Бориса Ми х а и л о в и ч а Лык о в а , к н . Дм. Mu x . Пожа р с к а г о ; с т о лы і и к о в ъ : Внукова, Б а р а н - чеева; роды: Ко былин а , Не л и д о в ых ъ , Б е х тѣе в ы х ъ , С е ми ч е в ых ъ , Д а в ыд о в ы х ъ , Во е й к о вых ъ , Лоша к о - вых'ь, П а н а ф а д и н ы х ъ , Бернопых'ь, к н я з я Ша х о в - ска го, д умн а г о д ь я к а Фи л а т ь е в а , Грязнова, Безо- бра;!оі!а, к н я з я Се и т о в а , Ог а р е в а , Же р е б ц о в ы х ъ , Ще р б и н и н а и др.; кн. Г а г а р и н а , Маріи Б а т у р л и - иой, Ст ефа н а Ун к о в с к а г о—б о л ьша г о , к а з е н н а г о п о д ъ я ч а г о Гр. Вереш;агина, І е р омо н а х а Хо л о х о - ленскаі'0 мо н а с тыр я Варлаама съ братіею а'ого ж е мо н а с тыр я . На 77 листѣ, з а н и с а н ъ р о д ъ о р уже й - ной Па л а т ы и к о н о п и с ц а Тнмоѳея Яковлева Урба- н о в с к а г о 1 7 0 5 года. Эт а з а в и с ь сдѣлана очень красиво золотомъ и, вѣроятно, самимъ иконо- ии с ц емъ . Н а 221 листѣ записано номин а и і е братіи Ус п е н - скаго мо н а с тыр я . Въ него в пи с а ны п р е жд е всего тѣ ше с т ь и н о к о в ъ ,—Т р ифо н а , , Н и к а н д р ъ , Ми х а - ила,, Порфирій, Ѳе о д о р и т ъ и А л е к с а н д р ъ , —и м е - нами к о т о рых а, н а ч и н а е т с я о з н а ч е н ный выше спи- с о к ъ с ъ д р е в н я г о По м я н н и к а Дому ГІречистыя Ус н е и і я . Они у п р а в л я л и обителью съ 1127 года но 1 1 9 3 годъ. -Затѣмъ в ъ номинаніи ііомѣщены, вмѣстѣ съ братіею, и г уме ны : Герасим ь, И р и и а р х ъ , Александра,, а р х и м а н д р и т ы : Фи л а р е т ъ . Л е о н и д ъ , игумена, Іо:іа и а р х им а н д р и т а , Меѳодій; име н а эти ;іначатся в ъ т омъ лее д р е в н е мъ ІПомяпникѣ только в ъ и н омъ норядкѣ. Кромѣ того, въ Пом я н - пи кѣ межд у именами и н о к о в ъ Ѳеодорита и Ал е к - с а н д р а , ііомѣіцевы великій к н я з ь Ан д р е й Бо г о - любскій и е н и с к о н ъ Г а в р і и л ъ , „ и ж е с в я т иш а д омъ Пр е ч и с т ы я У с н е н і я . " То обстоятельство, что в ъ о бще мъ и г л а в н о мъ Си н о д и кѣ С т а р и ц к а г о мо н а с тыр я п омя н у ты иноки Трифона, и Н и к а н д р ь , которые, ^по словамъ „По- м я н н и к а , " был и о с н о в а т е л я ми обители въ 1127 г., ва, особенности же, а в г о р и т е т н о е мн-Ьніе Н . Д. К в ашн и н а Сама рин а , д о п у с к ающа г о возмоікпость осітованія монастырской Успенской ц е р к в и при Ан д р еѣ Боголюбскомъ ' ) . з а с т а в л я ю т ъ А . К . Жи з и е в - скаго о т к а з а т ь с я о т ь , выс к а з а ин а г о и м ъ в ъ з а с Ь д а н і и Коммиссіи 14 Д е к а б р я ми н у вша г о года, сомнѣнія о т н о с и т е л ь н о основанія С т а р и ц к а г о мо н а с тыр я в ъ Х Н в. Разсмотрѣвъ подробно монастырскій Снло- д и к ъ , г. Лгизневскій с к л о н я е т с я нынѣ ва, пользу преднолоікенія, что С т а р и ц к і й Ус п е н с к і й мона- с тыр ь о с н о в а н ъ была, п е р в он а ч а л ь но въ X I I в. и н о к а ми , п р и бы вшими т у д а и з ъ К і е в а но обыч- ному в ъ то в р емя водному пу т и , Диѣііру, Вазузѣ и Волгѣ, подобно тому, к а к ъ гораздо ранѣе ( в ъ 1015 і\) по тому ж е пути прибыла, в ъ Т о р ж о к ъ и осиоііала, здѣсі, иноческую обитель Прей. Е ф р е м ъ Новоторлсскій с ъ своимъ у ч е п и к омъ Ар к а д і е мъ . Но мо н а с і ыр ь , о с н о в а нный ва, X I I в., нослѣ раз- грома въ Х І Н или Х І У вв., вѣроятно, запустѣлъ на 2 0 0 л. или болѣе; п омин а и і я ж е братіи могли с о х р а н я т ь с я и, затѣмъ, п о с л ужи л и м а т е р і а л омъ д л я Син о д и к а , когда мо н а с тыр ь был ъ возстанов- л е и ъ 2). При э т омъ А. К . в ы с к а з ы в а е т ъ д о г а д к у . ') Ж.урналт, Тверской Ученой Архивной Коымнссіи JY 12, ст. 12. При этомъ, однако, возникает!, недоумѣніе относи- те.пьно того самаго обстоятельства, которое И. Д. Кваш- нинъ-Самаринъ считает!, главпымъ свидѣтельствомъ до- стовѣрностн сказаніГг „ІІомяпннка." Если „Помянніікъ" былъ въ рукахъ составителей Синодика, то почему же въ нема, оказались нропуп!енными благовѣриый великій князь Андрей Боголюбскій и енисконъ Иова-града Га- вріил!,, „шке святшііа домъ Пречистыя Успепія," тогда какъ въ Синодикъ вошли не только роды мѣстныхъ кня- зей, Старнцкихъ, Тверскихъ н Микулинскнхъ, по и кнл- зей Рязанских!,, царей Казанских!, и другихъ? Остается предположить одно, что составителям!, Сииодика насто- ящій СПИСОК!, „Помянника" бьыъ пеизвѣстенъ, но въ ихъ рукахъ могли быть другіе подобные сниски съ именами первых!, иноковъ обители, Трифона, Никадра и пр. Но такое объяснеіііе не можетт, ие ослаблять достовѣрности утвержденія „Помянника Дому Пречистыя Усііепія" что Андрей Поголюбскій нринималъ участіе въ созиданіи главнаго храма старицкаго монастыря. Примѣчапіе Правителя дѣлъ Коммиссіи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1