Тверской патерик

- 176- Строгость жизни, обязательная д'Ля всъхъ и особен­ но попеченiе о бtдвыхъ и больныхъ, для коихъ было ' устроено особое помtщенiе, вскоръ прославили Волоко­ ламскiй монастырь; благотворное влiянiе обители росло по мъръ увеличенiя ея средствъ. Окрестные жители по­ стоянно приходили къ Iосифу за совtтами и матерiаль­ ною помощью и никому ни 13ъ чемъ не было отказа. Iосифъ служилъ для братiи обрsзцомъ глубокаго смиренiя, непрестанной МОЛИ'1'БЫ, Боздержанiя и трудолюбiя. Слtдуя ПРИМ'БРУ игумена, MHorie изъ его учениковъ прославились святостью жизни; изъ Iосифова монастыря час'l'О брали иноковъ въ настоятели обителей и неръдко на святи­ тельскiя каеедры. Му'дрые совъты и благочестивая жизнь Iосифа привлекsли въ его обитель не только простой народъ, но бояръ и князей, которые избирали его своимъ ДУХОВНЫ}IЪ отцомъ И слушались его совътовъ и HaCTaB~ ленiЙ. Неръдко великiе КШIЗЬЯ (Iоаннъ 3-й и Василiй 4-й} приглашали его къ себt въ Москву не только для ду­ ховныхъ бесtдъ, но и для участiя въ дtлахъ церковныхъ и гражданскихъ, какъ '1'0 въ раскрытiи и обличенiи ереси жидовствующихъ, въ вопросt о церковныхъ имуществахъ и др. Когда ересь жидовствующихъ, благодаря покро­ вительс'гву Московскаго }штрополита 30СИМЫ, приняла широкiе размtры и угрожала православiю, тогда Iосифъ съ ревностью возсталъ ПрО'l'ивъ этой опасной ереси; онъ разсылалъ письма !\ъ святителпмъ съ мольбой немедленно принять С'l'рогiя :мъры противъ ереТИI\ОВЪ, составлялъ­ обличительныя на нихъ посланiя; CaM01'lJY великому князю­ IoaHHY (въ семь'!; коего были сочувствующiе ере'l'икамъ), представлялъ всю опасность, въ которой находилась· церковь и, по его настоянiю, въ Москв'!; состоялся въ 1504 г· соборъ, на которомъ ересь жидовствующихъ была осуждена и главные еретики были преданы стро­ гому наказанiIQ. По предложенiю великаго князя и просьбt HoвropoдcKaгo архiепископа Геннадiя Iосифъ составилъ знаменитое свое ?очиненiе "Просвtтитель", въ КОТОР01'lIЪ, изложивъ ИСТОрIЮ ереси жидовств~ ющихъ,. опровергъ ересь сильными доказательствами. "Просвtти­ тель"-первое въ Россiи догматическое сочиненiе .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1