Народные песни в обработке русских композиторов

ма траНСПGннровапа в ля п соль минор (на CJlOBaX «Не спознала я тебя» и «Ты беГII-lСО, маты). Эти фразы Д<JЛЖПЫ зву­ чать очень ВЗБОЛIювarшо, драматпчпо. В МУЖСI;ИХ l'uлосах тема излагается ярче, более подчеркнуто, остро. Только две фра­ зы (па словах «Мне бить тебя» и «Не пое­ ду я 130 святую Русы в исполнепии басов) поются значительно сдержанное, мягче, с большой задушеВ!lОСТЫО итоплотой. Соп­ роi:ождающие голоса являются фОНОМ, ItOTOPbli[ ни па одно мгпоnспье не должен закрывать осповную TeM~T. Особенно это ДОЛЖНЫ ПОЫНI!ТЬ сопрано в местах их звучания в высон:ом регистре (па словах «бай-баfI» и «По роду ты»). ИСItлючением являются вторые сопрано, партии которых изложrпы в низком и среднем регистрах; ст них надо добиться более твердой, соб­ ранной звучности, хорошо уравновешен­ ной со звучанием первых сопрано и всего хора. Разучивается песня обязательно с каждым голосом отдельно. Очень важно внимательно и детально проработать и выворить интонацию каждой партии хора; 6 и 7. Две песни в обработке Ан. Ля­ дова надо исполнять в ~чень спок:>frном движепии, широко, мягко, .певуче, в'lОЛГО- :Ю(:U. . РСЛЬСфпо выдоляется только партня пор­ вых теноров на фоне уравновешепного соч­ ного и рсшюго звучания аJtкомпапирую­ щих голосов. Н. «Лен» А. ГречаНИНf)ва поется скоро, игриво, легко. Первое изложение темы (16 тактов) в женских голосах должно звучать СОЧlIО, но МЯГltO, светло. Не следует также отяжелять звучность мужских голосов ВО втором проведении теыы; здесь падо под<IepKHYTb переход в тональность фа мажор, сделать яркое крошендо II исполнить фра- 3У на светлом, звонком форте . .яркая звуч­ ность фа мажорного припева сменяется контрастирующим появлением темы в ре миноре. Появление темы в ля бемоль ма­ жоре требует опять более плотной и гром­ кой звучности. Припев, построенный на педали тенорового ЛR бемоль, должен зву- чать изящно, игриво, бпсерно. 3десь важ­ но хорошо выверить интонацию первых альтов при смене соль бемоль и соль бе­ кар и добиться четкой передачи мелодии вторых альтов па слове «ПЩJенею>. Сле­ дующее изложение темы в тональности фа минор должно прозвучать очень плот­ но, сильно, но без крш,а, особенно на IЮ­ роткой фразе (сопрано) на словах «Ива­ нушка щеголею>. Сопрано должны под­ черкнуто, как бы раздельно, спеть ка:ЖДЫ!I звук своего мотива, с наибольшеiI силоii, но нрикрыто и~п()лняя звук ЛR бемоль. Очень компактной звучности надо доби'lЪ­ сяна припсве (<<Ладо, ладо, щеголек»). В дальнейшем изложении тема сильно трансформируется, и в общей хоровой разработке слышны толыю ее элементы. Это - напболее трудпая часть песни. Па­ до особснно поработать над соединенпем в одной фразе различных приемов - лега­ то, стаккато и легкого маркато, пад быс-рым нарастанием звучности от ппапо до форте или от пианиссимо до фортисси\1О. В коде (на словах «ко бережку, ко юрв:у») падо доби'lЪСЯ очень постепенно нараста­ ющего крешендо и рельефного, но леГI,ОГО ускорения после небольшой задеРЖКlI движения на словах «ко красному береж­ ку». Кадансовая фраза должна прозву­ чать очень широко и мощно. 9. «Стенька Разин» в обработке А. Ка­ стальского поется своб6ДНО, подъеМllО, ра­ достно. Теноровый запев исполняется не­ ПО.1Iным голосом. При вступлении хора следует выделить партию сопрано и аЛI,тов, к которым переходит главная тема песни. Второе колено песни (<<3ачорнелося на Волге») должно уже звучать форте. Уписонное начало второй фразы третье­ го Болена песни (<<Ужо не гром на Волге грянул») падо ИСПОЛПЯ'lЪ несколько более 'l'яжеJiо, подчеркнуто. В той же манере ис­ ПОШIШОТ тенора и басы последнее колено песни (<<Вы гребите, не робейте»). Женские голоса, вокализирующие па гласную «а», свою партию исполняют мягко, повуче, разнообразно по динамике.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1