Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 48 Next Page
Page Background

Предисловие

В настоящем сборнике напечатаны на­

родные песни в обработке крупнейших

РУl.:ских композиторов. Обладая ИСltЛЮЧИ­

тельными художественными ДОСТOFшства­

МИ, все эти хоры являются 'Вместе с теч

превосходным педагогическим материалом.

'"

*

*

, 1.

Хор девушек «На море утушка» из

оперы «Опричник» П. ЧаЙltов«кого испол­

няется со С'10ТОМ каждой восьмой (в раз­

мере а/8), но не медленно: движение ВОСЬ­

мых довольно оживленное, связное., без

особых

метричесF.ИХ

подчеркиваний. Пес­

ня исполняется певуче, мягко, лирично,

ТИХО. СВЯЗJIО

-

легато на долгом дыхании.

Нужно точно выдерживать каждую чет·

верть с 'l'ОЧRОЙ на конпах фраз. Особенно

выпуклого крешендо внутри фраз на

подъемах м~лuдии делать не следует.

Сказанное касается только первой части

песни, излагающей основную тему (на­

чальные десять тактов); вторая чить (на

"8

и

9jS)

поется более взволнова,[шо и

быстро. СЧflТ идет на

2

и на

3,

по три

восьмых на взмах. Нужно оттенить, ПОД,

черкнуть имитации, добиться полного

равновосия по силе МflЖДУ альтами и с.о­

право. 3аключитеЛЬНGе повторение основ­

ной Te~ы проводится, как первые десять

тактов. llа.:lO ОСВОЕч'tтельно поработать над

выдержаПI!ОСТЫО интонапии и

mенностью голосов, особеннн()

Jtраflшп.ш.

уравнове­

средних с

2.

ЖеНСКIIЙ хор "у меня ль вв оадоч­

ке» из оперы «Сон на Волге» А. Аренско­

го исполняется очень сочно, полнозвучно,

радо<':тно, быстро. Короткие длительности

(восьмые и шестнадпатые) нужно ста.рать­

ся передать легко, чет1tO, ровно. Суетли­

вое или топорное исполнение их может

лишить прсню всей ее прелести.

Надо добиваться спаянного, выравнен­

ного звучания голосов хора в трехголос­

ных фразах, заботясь, чтобы альты (П13р­

вые и вторые) не выкрикивали lIысокие

ноты (до диез и ре).

,

Если первые альты в Уltазаппых фразах

звуча'г DJlЛО. слабо, можно усилить их

группой певцов из вторых сопрано. Надо

проследить.

что.бы

сопраrlO па словах

«люmеныш, ЛЮЛП», предваряющих заклю­

чительное проведепие темы, не звучали

nизгливо на ВЫССIШХ нотах (фа диез и

соль диез). Трудный фортепианный ак­

ко~шанемент ШIСНИ требует внимательной

и детальной проработки.

3.

Украинская песня (,Свищет ветер в чи­

стом поле» (<<Гуде

BiTep

вельми в по­

лi») М. Глинки поется доводьно оживлен­

но, ровно, без затягmзаний на конпах фраз.

Мrлодия сопрано отчетливо выделяется из

общей ЗВУЧНОСТlI хора, поется связно и

мягко. Аккомпанирующие голоса поют

легко, ОТРЫВIIСТО. В басовых ходах на

верхнее АО и си бемоль нужно избегать

ltpнкa и форсирования звука. Теноровы!}

фразы, контрапунктирующие основной МА­

лодии, слегка ВЫ.7fеляются.

2

4.

НаРОДllая песня «Уж ты, ВОЛЯ моя» в

обработке М. Муооргского ИСIJOлняется

очень сдержанно, епОltойно, на широком

дыхании. Мелодия песни, излагаемая дуэ­

том теноров, должна юзуча'гь размашисто,

широко, но уравновешенно, с мягким хоро­

вым аккомпанем13ПТОМ.

5.

«Татарский полон» Н. РИМСltOго-Кор­

caIWba-выдающееся lЮ мастерству ХЗРО­

БОГО письма и народности стиля произве­

дение. Вариаuионная форма оетаnл.яет

почти в неПРИКОСIlОl3енности изумительно

выразительную, ПJlеняющую своей про­

стотой и красотой народную мелодию.

Свободная раэработка еonровождаюших

ее голосов хора проникнуга большим вол­

неюаем, изобразительна, изобилует ярки­

ми динамичес:в:им:и контрастами.

Песня

-

YM6peнnoгo, IЮ'IТИ оживленно­

го ДВliжеЮIЯ. Тему песни в каждом новом

проводении надо ясно выделять из общей

звучности хора. Женскае голоса поют те­

му очень мягко, лирично. ИСКJJЮ'j.ение со­

ставляют только две фразы, в которых те-