Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 48 Next Page
Page Background

ма траНСПGннровапа в ля п соль минор

(на

CJlOBaX

«Не спознала я тебя» и «Ты

беГII-lСО, маты). Эти фразы Д<JЛЖПЫ зву­

чать очень ВЗБОЛIювarшо, драматпчпо. В

МУЖСI;ИХ l'uлосах тема излагается ярче,

более подчеркнуто, остро. Только две фра­

зы (па словах «Мне бить тебя» и «Не пое­

ду я

130

святую Русы в исполнепии басов)

поются значительно сдержанное, мягче, с

большой задушеВ!lОСТЫО итоплотой. Соп­

роi:ождающие голоса являются фОНОМ,

ItOTOPbli[

ни па одно мгпоnспье не должен

закрывать осповную TeM~T. Особенно это

ДОЛЖНЫ ПОЫНI!ТЬ сопрано в местах их

звучания в высон:ом регистре (па словах

«бай-баfI» и «По роду ты»). ИСItлючением

являются вторые сопрано, партии которых

изложrпы в низком и среднем регистрах;

ст них надо добиться более твердой, соб­

ранной звучности, хорошо уравновешен­

ной со звучанием первых сопрано и всего

хора. Разучивается песня обязательно с

каждым голосом отдельно. Очень важно

внимательно и детально проработать и

выворить интонацию каждой партии хора;

6

и

7.

Две песни в обработке Ан. Ля­

дова надо исполнять в ~чень спок:>frном

движепии, широко, мягко, .певуче, в'lОЛГО-

:Ю(:U.

.

РСЛЬСфпо выдоляется только партня пор­

вых теноров на фоне уравновешепного соч­

ного и рсшюго звучания аJtкомпапирую­

щих голосов.

Н. «Лен» А. ГречаНИНf)ва поется скоро,

игриво, легко. Первое изложение темы

(16

тактов) в женских голосах должно звучать

СОЧlIО, но МЯГltO, светло. Не следует также

отяжелять звучность мужских голосов ВО

втором проведении теыы; здесь падо под<IepKHYTb

переход в тональность фа мажор,

сделать яркое крошендо

II

исполнить фра-

3У на светлом, звонком форте

.

.яркая звуч­

ность фа мажорного припева сменяется

контрастирующим появлением темы в ре

миноре. Появление темы в ля бемоль ма­

жоре требует опять более плотной и гром­

кой звучности. Припев, построенный на

педали тенорового ЛR бемоль, должен зву-

чать изящно, игриво, бпсерно. 3десь важ­

но хорошо выверить интонацию первых

альтов при смене соль бемоль и соль бе­

кар и добиться четкой передачи мелодии

вторых альтов па слове «ПЩJенею>. Сле­

дующее изложение темы в тональности

фа минор должно прозвучать очень плот­

но, сильно, но без крш,а, особенно на IЮ­

роткой фразе (сопрано) на словах «Ива­

нушка щеголею>. Сопрано должны под­

черкнуто, как бы раздельно, спеть ка:ЖДЫ!I

звук своего мотива, с наибольшеiI силоii,

но нрикрыто и~п()лняя звук ЛR бемоль.

Очень компактной звучности надо доби'lЪ­

сяна припсве (<<Ладо, ладо, щеголек»).

В дальнейшем изложении тема сильно

трансформируется, и в общей хоровой

разработке слышны толыю ее элементы.

Это

-

напболее трудпая часть песни. Па­

до особснно поработать над соединенпем

в одной фразе различных приемов

-

лега­

то, стаккато и легкого маркато, пад быс-рым нарастанием звучности от ппапо до

форте или от пианиссимо до фортисси\1О.

В коде (на словах «ко бережку, ко юрв:у»)

падо доби'lЪСЯ очень постепенно нараста­

ющего крешендо и рельефного, но леГI,ОГО

ускорения после небольшой задеРЖКlI

движения на словах «ко красному береж­

ку». Кадансовая фраза должна прозву­

чать очень широко и мощно.

9.

«Стенька Разин» в обработке А. Ка­

стальского поется своб6ДНО, подъеМllО, ра­

достно. Теноровый запев исполняется не­

ПО.1Iным голосом. При вступлении хора

следует выделить партию сопрано и аЛI,тов, к которым переходит главная тема

песни. Второе колено песни (<<3ачорнелося

на Волге») должно уже звучать форте.

Уписонное начало второй фразы третье­

го Болена песни (<<Ужо не гром на Волге

грянул») падо ИСПОЛПЯ'lЪ несколько более

'l'яжеJiо, подчеркнуто. В той же манере ис­

ПОШIШОТ тенора и басы последнее колено

песни (<<Вы гребите, не робейте»). Женские

голоса, вокализирующие па гласную «а»,

свою партию исполняют мягко, повуче,

разнообразно по динамике.