Одноголосные детские песни и подвижные игры

ч П Р Е Д Р І СЛОВ І Е . Воспитательное значеніе ііѣнія уже давно сознано повсюду, куда только проникли идеи рац і ональна го р а з ви т і я дѣтей. И это весьма есте- ственно: пѣніе—одна изъ главныхъ потребностей здороваго ребенка. Когда , сытый и веселый, онъ начина е тъ лепетать, порадуйте его новой вещицею или просто обратите его вниманіе на иг ру солнечныхъ л у ч е й в ъ какомъ нибудь предметѣ, и ребенокъ з атянетъ свою пѣсенку бе з ъ словъ. Пѣніе имѣетъ важное значеніе в ъ воспитаніи, т а къ к а к ъ оно разви- ва е тъ слухъ, голосъ, усплив а е тъ впечатлѣніе поэтическаго образа, о кото- ромъ говорится в ъ пѣснѣ,—слѣдовательно воспитыва е тъ такяіе и чувство изящнаго. Въ пѣснѣ ребенокъ скорѣе и естественнѣе запоминаетъ встрѣчаю- щі еся обороты рѣчп и характерный выражен і я ; з на чит ъ , пѣсня ра з вив а е тъ память и облегчаетъ и з учен і е родного слова. На средство, которое т а къ ус ердно помог аетъ дѣлу воспитанія, слѣ- дуе тъ обратить особенное вниманіе. Между тѣмъ почти всѣ преяснія попытки примѣнить къ воспитанію дѣтское пѣніе скорѣе препятствовали развитію дѣтской личности, чѣмъ помогали ей. Лу чші е представители педа гогики блистательно док а з али на практикѣ, какъ важно при воспитап і и дѣтей брать матер і алъ и з ъ народнаго источ- ника. А между тѣмъ многіе н аши воспитатели в ъ дѣтскихъ с адахъ и элементарныхъ школахъ не находя тъ у себя ниче го достойнаго вниман і я и не только буквально переводятъ нѣмецкія пѣсни, но, не же л а я измѣнить и нѣмецкую музыку, стараются подобрать рус с к і я слова подъ размѣръ иѣ- мецкой нѣсни. Кто когда - нибудь с лыша л ъ , до чего безобразны т ак і я пере- водным пѣснп, тотъ знаетъ, к а к ъ искажаютъ онѣ дѣтскій говоръ, правильное развитіе котораго т а къ необходимо въ первый возрасти . Подобными подра- жан і ями ч ужимъ образцами только насилуютъ природу ребенка и з а глу - шаютъ в ъ немъ в ъ з ародышѣ всѣ з ада тки чутья ко всему народному , близкому дл я русска го человѣка. Преподаватели, сознающіе весь вреди т а кихъ пѣсенъ, стали да в а т ь отрывки в ъ 4, 8 стиховъ и з ъ сборниковъ Внльбоа, Бала кире в а , Афанась - ева и дру гихъ . Это, бе зъ сомнѣнія, несравненно лучше , но тутъ опять явля е т с я затрудненіе: обыкновенно выбираютъ 4, 8 с тишковъ , в ъ которыхъ нерѣдко попадаются мѣстныя вырая^енія, требующія многихъ объясненій; при этомъ самый напѣвъ слишкомъ труденъ д л я дѣтскаго голоса и недо- статочно выра зителенъ . Во всякомъ случаѣ, отрывочные с тишки бе зъ на ч а л а и конца не з адѣнутъ ни одной ягивой струнки в ъ дѣтскомъ сердцѣ, не выя сня т ь ни одного чувства: ихъ будутъ пѣть только в ъ уроки пѣнія, по приказанію с т а ршихъ . Между тѣмъ дѣтскія пѣсни тогда только дости- гаютъ своего настоящаго назначен і я , когда , р а з вив а я органы и способности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1