Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

Ill СТАТЬИ ИСТО' РИЧЕСКІЯ. 112 что Западная Европа неимѣетъ въ этомъ отношеніи никакого сходствасъ древнимъ міромъ, п еслибы ей вздумалось действительно гнить, то п тутъ бы не нашлось на свѣтѣ такихъ незанятыхъ нпчѣмъ и во- инственныхъ людей, которые бы прпшли къ ней пе- редъ смертью для полученія наслѣдства. Да и какими» образомъ вообразить себѣ, что вдругъ запііетъ весь цивилизованный міръ, когда знанія рас- пространяются все шире п шире, когда число глу- пыхъ людей уменьшается съ каждымъ днемъ, и когда знаніе есть единственное противогнилостное средство, въ чемъ читатель можетъ легко убѣдиться, обратпвъ вниманіе на вымирающую Турцію. Поэтому понятно, что на Западѣ съ его знаніями и стремленіямп къ зна- нію лежитъ такой громадный запасъ внутреннпхъ силъ, что, разумѣется, никакому другому, менѣе обра- зованному народу не достанетсячести лечить этого больного, если онъ боленъ; а, вапротивъ, запад- ный знанія обнаружатъ спасительное вліяніе на всѣ народы остального міра, которые, безъ этого и рабо- тая только своимъ умомъ, не сдѣлаютъ и въ тысячу лѣтъ такого успѣха, какой, при помощи готовыхъ зна- ній, достанется имъ во сто лѣтъ. Такимъ образомъ, нио гніеніи цивилпзованныхъ народовъ, ни объ исчез- новеніи цѣлыхъ государствъ, какъ это было въ древ- ностии средпіе вѣка, говорить въ настоящее время нельзя, точно также, какъ смешно отправляться въ отдаленное прошедшееи сокрушаться о томъ, что, наконецъ, погибнетъ современная образованность, и народы дожпвутъ до старости. Если это и случится когда нпбудь, то, разумеется, чрезъ такоечисло лѣтъ, до котораго мы не доживемъ. Намъ, живымъ людяыъ, нужно думать только о томъ, чтобы воспользоваться тѣмп знаніямп, какія существуютъ, и, откинувъ само- уверенность самодовольнаго невѣжества, спасать оіъ гніенія себя, а не другихъ. Распространепіе знаній въ массахъ, какъ я уже сказалъ, составляетъ особенность XIX вѣка. Прежде право мыслить и знать составляло привиллегію нѣко- торыхъ, теперь опо ирпнадлежитъ всѣмъ. Прежде ли- тературный и ученый трудъ составлялъ замечатель- ную рѣдкость, а въ наше время создался даже уче- ный и литературный пролетаріатъ. Машины, желез- ный дороги и все технпческія усовершенствованія, вмѣсте съ лптературнымъ вліяніемъ и политическими событіями нынешняго века, распространиливъ массе европейскаго населенія столько новыхъ понятій и но- выхъ знаній, что настоящимъ двигателемъ прогресса и руководителемъ политпческихъ событій явилось уже это некогда темноеи безответное большинство. Разумеется, мыслящая сила болыппхъ массъ еще не велика, но, темъ не менее, она заметна, и будущій ха- рактеръ прогресспвнаго движенія определилсявполне ясно. Двпженіе это, въ настоящее время еще слабое,, будетъ иметь своимъ источникомъ только стихійную силу большинства п будетъзависеть вполне отъ техъ экономическихъи общественныхъ целей, къ кото- рымъ оно стремится. Прптакомъ движеніи прогресса, онъ получитъ правильный, спокойный, ровный ходъ, и, разумеется, ни въ воздухе, ни на земле не най- дется такой силы, которая была бы въ состояніи оста- новить этотъ потокъ или изменить его направленіе. Заключу словами Гервинуса: «Вънаше время, — го- ворить онъ, — не произведено ничего великаго и воз- вышеннаго отдельными личностями, но въ целомъ пропзошелъ действительно великій и высокій пере- ворота въ общественной жизни, такъ что исторія на- шего времени не можетъ представлять однѣ біографш и исторіи государей, но должна представлятьисто- рію народовъ. Движеніе въ этихъ великихъ массахъ целой части свѣта раздробленно и медленно; шествіе. впередъ прерываетсяи затрудняется именнопотому, что эти массы огромны и разнородны; но подготови- тельная работа пдетъ далеко, и если результаты еще таковы, что могутъ привестивъ уныніе пылкіе и не- терпеливые умы, всетаки обѣщанія эпохи столь ве- лики п надежны, что даже въ самыхъ робкихъ серд- цахъ возбуждаютъ чувство, что наше время есть такое, въ которое стоить жить. Если это не время глубокой культуры, способной улучшить внутрен- нюю природу человѣка,то, по крайней мѣрѣ, время ци- вилизаціи, способствующей улучшенію внешняго ноложенія человечества. Энергія во всѣхъ направле- ніяхъ домашней жизни сообщилась также и жизни общественной. И въ ней также массы начиваютъ по- ниматьи определять свою политику. Съ уверенно- стью, которая присуща инстинкту массъ, формулп- руютъ оне своп требованія, строго соображаясь со своими выгодами и потребностями, не смущаясь мудрствованіямп доктринъ; стоять за свое дѣло съ простою последовательностью хорошо понятагоин- тереса,не страшась сопротивленія и временныхъ по- беди своихъ противннковъ. И требованія ихъ на- правлены къ тому, чтобы государство заботилось, главными образомъ, о благебольшинства, а немень- шинстваили несколькихъ личностей. И эти требо- ванія оне подкрепляютъ все больше, съ каждымъ днемъ, основаніями, которыхъ истина столь же оче- видна для умовъ, ясно видящихъ, сколько грозна для ослепленныхъ». Цшлшція Китая. ] желая преподать ей уроки политической мудрости, нисколько, какъ видно, не подозрѣваютъ, что во мно- Представители европейской цивилпзаціи (особенно гомъ они сами нуждаются въ этихъ урокахъ. Всякіи Англія и Франція, а теперь и Германія) смотрятъ съ французскій авантюриста пли англійскій матросъ, гордымъ высокомѣріемъ на Поднебесную имперію и, грабившін богдыханскій дворецъи отнимавшій у бйд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1