Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

167 СТАТЬИ ист она произведете бананы; но если онъ имѣетъ сред- ство не больше того, сколько нужно для произве- дешь! картофеля, то и почва не даста больше ничего, кромѣ картофеля. Бъ этомъ положенін земледѣль- ческаго минимума находится Китай. При край- ней дробности земли и при отсутствіи общпннаго владѣнія, Китаю пришлось бы измельчать совер- шенно и во всѣхъ прісмахъ и способахъ своей зем- ледѣльческой культуры. Семейство, существованіе котораго зависите отъ какихъ вибудь трехъ чет- вертей десятины земли, должно ухитриться, чтобы эти 3 k дали ему все то, что ему нужно для жизни. При трехъ четвертяхъ десятинына десять че- ловѣкъ нельзя употреблять широкихъ экономпче- скихъ пріемовъ, возможныхъ только при сочетаніи, ассоціаціи труда, и приходится обрабатывать землю чуть не зубами, чтобы каждая песчинкадала хлѣб- ное зернышко, иначе въ семьѣ недостанетъкому нибудь хлѣба. Ближайшимъ слѣдствіемъ такого се- паратизма является то, что человѣкъ долженъ жить непосредственно ироизведеніями своей земли, ему нужно прокормить прежде всего самого себя; а вторымъ слѣдствіемъ будете то, что ему не на что будете содержать домашнихъ животныхъ и придется питаться исключительно растительной пищей. Такъ все и есть въ Китаѣ: тамъ почти вовсе нѣтъ выго- новъ и сѣнокосовъ, и по отношенію къ народонаселе- нію скота въ десять разъ меньше, чѣмъ въ европей- скихъ государствахъ, наиболѣе бѣдныхъ скотомъ. Отъ недостатка скота у китайдевъ мало удобренія, а отъ недостатка уХобренія имъ необходимо вести особенную систему полеводства. Для удобренія своихъ ыикроскопическихъ полей китайцы употребляютъ че- ловѣческіе экскременты, остаткиотъ своей пищи, на- примѣръ, внутренности рыбъ, скорлупу краббовъ и другихъ ракообразныхъ животныхъ, остатки овощей и т. д. Вообще по этой части китайцы весьма пзо- брѣтательны, потому что, если не возвратить землѣ отнятой у нея силы, то придетсяостаться базъ хлѣба. Силы же въ землѣ очень мало, иотому что она ис- тощена многовѣковой постоянной культурой. Ки- тайцы вовсе не даютъ отдыхать землѣ, и паръ, при крайней дробности почвы, у нихъ теперь не существуете и невозможенъ, а плодосмѣнное хозяй- ство имъ неизвѣстно. Потому что китайцамъ, ио недостаткускота, нельзя имѣть сильнаго удобренія, а вслѣдствіе крайней дробности земли и по нача- ламъ семейнаго эгоизма для нихъ невозможны ни паръ, ни общинное пользованіе землей, и они по не- обходимости должны были избрать для культуры та- кое растеніе, которое, при этихъ скудныхъ хозяй- ственныхъ условіяхъ, приносило бы наиболыиія вы- годы. Такимъ растеніемъ оказался рисъ, хлѣбъ очень бѣдный азотомъ и потому не нуждающійся въ силь- номъ животномъ удобревіи. Рисовыя поля удобря- ются рѣчнымъ нломъ съ самой незначительной при- мѣсыо какого нибудь другого скуднаго удобренія. Отъ тѣхъ же прпчинъ зависите ещеи другая сто- рона кптайскаго земледѣлія. Китайцамъ нельзя раз- водить растеній, требующихъ сильнаго навоза, а по- тому у нихъ почти не сѣются ленъ и конопля; но они замѣняются шелкомъ, хлопчатникомъ, корнями и ко- орическія. .168 рой разныхъ растеній. Сборы шелка и хлопка хотя и очень велики, въ безусловныхъ велнчпнахъ, но по отношенію къ размѣру населенія шелковая и бумаж- ная производительность вовсе не велика, и потребле- ніе тканей очень ограниченно. Вообще Китай, не- смотря на благонріятныя клпматическія условія, про- изводить продукты, не отличающіеся болыпимъразно- образіемъ. потому что дробность земельнаго владѣ- нія не позволяетъ давать землѣ ту силу, какая для того необходима, и принуждаетепо препмущесіву замѣнять недостаткинавоза тщательвостію обработки и утонченнымъручнымъ трудомъ; вотъ почему китай- ское земледѣліе и похоже скорѣе на садоводство. Отъ тѣхъ же причинъ зависите, что китайцы раз- водить чай, требующій исключительно ручного ухо- да, а не виноградъ. Такимъ образомъ, Китай является страной, про- изводящей предметы роскоши, какъ шелкъ, тонкія ткани изъ коры и корней, чай, фарфоръ, и въ то же время онъ не производить предметовъ наиболѣе не- обходимыхъ для жизни, какъ мясо, вино, пшеница, шерстяныя ткани. Понятно, что при такомъ со- стояніи народной производительности приходится по необходимости вмѣсто телятины, баранины и говя- дины ѣсть крысъ, мышей, піявокъ и улитокъ, и вмѣсто вина пить чай, достигая возбужденія опіу- момъ, потому что чай замѣнить винане можете. При ограниченности ироизводительныхъ средствъ при- іодптся по необходимости замѣнять продуктивность экономіей, а когда не помогаете и она — умирать отъ голоду и холоду. Читатель, конечно, можете умилиться отеческой заботливостью китайскаго пра- вительства, берущаго съ каждаго изъ своихъ под- данныхъ только по 35 коп. въ годъ, и возмутиться жестокостью англійской королевы, требующей съ англичанъ по 15 р. съ каждаго. Но и умиленіе, и негодованіе будутъ неосновательны; еслибы англи- чане были также бѣдны, какъ китайцы, то и съ нихъ брали бы не болѣе 35 к.; еслибы китайцы были также богаты, какъ англичане, то сынъ неба, ко- нечно, не задумываясь, взялъ бы съ нихъ по 15 р. Все дѣло въ томъ, что китайцы бѣдны, потому что производить мало, а производятъ они мало потому, что ложные принципы лишили китайцевъ свободы. У китайцевъ есть министерство музыки, а музыки нѣтъ; у нихъ есть министерство нравственности, а народъ развращенъ ложью и обманомъ всякихъ сор- товъ; у нихъ пмператоръ самъ пашетъ землю, а хлѣба отъ этого ни у кого не прибавляется. Форма- лизмъ и консерватпзмъ связали всю страну и не ос- тавили ни малѣйшей свободы для самодѣятельностн народнаго духа; опека и руководительство, вмѣсто того, чтобы создатьто благо, къ которому они стреми- лись, произвели застой мысли, нищету и разныя эко- номическія бѣдствія, производящія въ теченіе мно- гпхъ вѣковъ постоянный народные волненія. По за- конченной организаціп внутренняго управленія и общественной жизни, Китай зовутъ страной циви- лизованной; но истинной цввилпзаціи въ немъ нѣтъ, потому что она возможна только тамъ, гдѣ есть свобода. Гдѣ нѣтъ свободы — тамъ Китай. Октябрь, 1865 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1