Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

279 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 280 размѣръ труда не есть единственный масштабъ для оцѣнки качества мысли. Желѣзную дорогу по- строить гораздо .труднѣе, чѣмъ сравнять рытвины сгараго пути да наложить бревна на топкпхъ мѣ- стахъ. И, несмотря на то, мы всетакп стропмъ желѣзныя дороги. Что предлагаемая мною мысль не есть только недостижимый идеалъ, читатель можетъ убѣдпться изъ того, что географическое общество разослало программу въ губернскіе статистическіе комитеты для собиранія народныхъ юридическихъ обычаевъ. Что затѣмъ географическое общество думаетъ сдѣ- лать ст, этимъ матеріаломъ, — я не знаю, но не- нужно быть пророкомъ, чтобы предвидѣть неуспѣхъ этого собиранія. Статистическіе комитеты напеча- таютъ програіѵшу въ губернскихъ вѣдомостяхъ, обратятся съ просьбою къ сельскнмъ священнпкамч> и знающнмъ людямъ о доставленіи пмъ требуемыхъ ■ свѣдѣній; священники и знающіе люди никакихъ пмъ свѣдѣній не доставятъ, и на этомъ дѣло оста- новится. Но въ жизни оно остановиться не можетъ. Сліяніе верховъ съ низами, интел лпгенціи съ народомъ не есть пустая мечта. Сліяніе это есть неустранимый историческін законъ; оно есть путь нашего прогресса, основа того >< русскаго слова*-, съ которымъ мы, какъ культурный народъ, должны занять свое мѣсто среди другихъ культурныхъ народовъ и работать вмѣстѣ сч. ними въ интересахъ общечеловѣческаго прогресса. И сліяніе это можетъ совершиться только путемъ соглашенія оснонныхъ прпнцнповъ, руководящий, жизнью народа, съ принципами жизни интеллигенции Мы, ннтеллпгенція, — представители индивидуа- лизма; народъ — представитель коллективизма. Мы изображаемъ собою личное — я, народъ — я обще- Въ сущности это два полюса противоположных!, міровоззрѣній, которые должны быть изслѣдованы, изучены, установлены и затѣмъ соглашены, какъ общій, основной и единый руководящих обществен ный принципъ. Интедлигенція стоить пока еще вч> недоразумѣ- ніи даже передъ свопмъ бытовымъ и общественно- политическпмъ міровоззрѣніемъ, не увѣдовавъ еще, гдѣ лежнтъ ея собственная интеллигентно-обще- ственная правда. Понятно, что о народной правдѣ интеллигенцін и самъ Богч. велѣлъ не знать ничего. То, что славянофилы, почвенники и ихъ про- должатели толковали о народной душѣ, народной правдѣ и русскомъ всечеловѣкѣ, — несомнѣнно очень благородный идеалъ, на которомъ стоить построить русскую общественную жизнь; но подробности этого идеала создадутся не смутными сердечными поры- вами, не чувствомъ, а изслѣдованіемъ выработан- ных!. народомъ и пнтеллигенціей общественныхъ и бытовыхъ понят ій н тѣхъ равноправныхъ и именно всечеловѣческихъ основъ народнаго коллективизма, который чуждъ еще интеллигенціи, вырабатываю- щей пока достоинство личности, ственное. Августъ 1868 г. Государственный класщшъ. (Идея юридическоіі власти). I. Русь и римская идея. Между началомъ русской исторической жизни и началомъ исторической жпзнн Западной Европы лежитъ рѣзкое различіе. Европу сформировали варвары, давно, подъ вліяніемъ Рима, воснитавшіеся въ римскомъ правѣ, въ рнмскомъ обычаѣ, въ рпмскнхъ нравахъ, на римскнхъ учрежденіяхъ, на римскомъ искусствѣ. Европейскія государства яв- ляются нрямымъ, непосредственнымъ продолженіемъ римскаго государства, потерявшаго свой центръ тяжести и распавшагося на отдѣльныя госу- дарства, изъ которыхъ каждое обзавелось затѣмъ своею собственною центральною властью. Европа поэтому, является прямо въ готовомъ видѣ, какъ организованная часть разсыпавшагося цѣлаго, со всѣми началами готовой гражданственности и вы- работаннаго юридическаго права. Совсѣмъ не то наблюдается въ начальномъ исто- рическом!. моментѣ Россін. Когда Европа сформи- ровалась въ государства, на обширныхъ болоти- стыхъ и лѣсныхъ пространствахъ будущей Россін жили отдѣльно разбросанный славянскія племена въ формѣ первоначальна™ родового быта, не имѣя никакого понятія ни о гражданственности, ни о государственныхъ формахъ жизни. Карлъ Великій уже создаетъ свою міровую монархію, придержи- ваясь римскаго образца; онъ даетъ иодвластнымъ ему народамъ вполнѣ разработанное государсвен- ное право, написанноена латинскомъ языкѣ, когда новгородскіе славяне еще и не думаютъ пригла- шать князей. Карлъ Великій умеръ полустолѣтіемт. раньше (814 г.) начала Руси (862 г.). Первые шаги нашего государственна™ уклада, какъ и у всѣхъ едва формирующихся народовъ, имѣютъ чието-стихійный характеръ. Славяне упра- влялись мірскими сходками, и при несложности отно- шеній, при разбросанности населенія такая форма вначалѣ вполнѣ ихъ удовлетворяла. Съ развитіемъ промышленности, возникновеніемъ торговыхъ отно- шений и появленіемъ городовъ вѣче оказывалось во многихъ случаяхъ недостаточнымъ; «не было справедливости, возсталъ родъ на родъ, явились усо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1