Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

811 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 312 развивалось сильно личное начало, но надъ нимъ тѣмъ сильнѣе еще стоить непоколебимый принципъ власти самого царя. И въ этомъ-тоименно и за- ключается послѣдовательность власти, которая тѣмъ больше выдѣляетъ изъ себя силы своимъ непо- средственнымъ псполнительнымъ органамъ, чѣмъ сильнѣе и послѣдоватедьнѣе она сама. Во всю русскую исторію истиннымипредстави- телями царственнаго классицизмаявляются только Иванъ III, Петръ Великій и Николай I; но ничей образъ не обрисовывается въ такомъ строгомъочер- таніи, какъ образъ Николая. Иванъ III и Петръ Великій, олицетворяя собою классическую идею власти въ ея отвлеченіи, должны бороться съ окру- жающимъ их'ь неустройствомъ и, такъ сказать, со- здать и осуществить пдеалъ,еще смутный, неясный въ общемъ представленіп. ИмператоръНиколай пользуется уже прочно организованными сред- ствамивласти п своего царственнаго права; ему не нужно создавать ничего, ему остаетсятолько идти проложеннымъ путемъ дальше — -и Николай ндетъ этимъ путемъ. Какъ ни спльно, повидпмому, прп немъ личное начало, но оно поглощается со- вершенно лпчнымъ началомъ самого царя. Все, какъ въ фокусѣ, сосредоточивается въ идеѣ власти и права, которое оно собой олпцетворяетъ. Лицо монарха сливается окончательно съ принципомъ, отождествляясь въ немъ и обратно доходя до пол- ной съ нимъ нераздѣльностп. То было высшее проявленіе классическаго идеализма, который когда- либо впдѣла Россія. Глубокое личное убѣжденіе въ непогрѣшимости принципа, освященнаго боже- ственной санкціей, окружало царя особеннымъ обаяніемъ царственнаго велпчія. Только онъ одинъ — всепоглощающій цеятръ, онъ одинъ — пульсъ всей государственной жизни, онъ одинъ — источнпкъ, пзъ котораго исходить благость, правосудіе, правда и всеуправляющій законъ. Такимъ образомъ, личное чиновное начало, неустановившееся раньше въ строгихъ основахъ классицизма п выражавшееся иногда въ стремленіяхъ единоличнаго произвола къ самостоятельности, прп пмператорѣ Николаѣ стянуто въ строгое гармоническое цѣлое, всепо- глощаемое одной высшей волей. Вотъ почему при императорѣ Нпколаѣ не могло быть временщи- ковъ. По классическому пдеалу Николая I, всѣ, не исключая самого царя, только орудія государства и его идей; государство — все, и ничто частноеие- сущесгвуетъ внѣ государства и его цѣлей. По- этому-то всякое нарушеніе государственнаго прин- ципа являлось величайшпмъ преступленіемъ, какъ оскорбленіе того высочайшаго начала, которое только одно одухотворяетъ и поддерживаетъгосу- дарство, давая ему цѣлость, несокрушимую силу и уваженіе міра. Николая I признавалъ двѣ фор- мы правленія — монархію и республику; конститу- ціонную форму онъ счпталъ системой лжи, обмана и подкупа. Такъ какъ республика, по его мнѣ- нію, была формой еще невозможной для Европы, то онъ п хотѣлъ быть представптелемъ того выс- шаго монархизма, который одинъ, по его мнѣнію, давалъ государству возможность мирнаго развитія внутри и могущество извнѣ. Тридцать лѣтъ импе- раторъ Николай руководилъ полптитпческими судь- бами Европы, поддерживая обаяніе классиче- скаго принципасвоими личными средствами, пока не послѣдовало крымское столкновеніе, вызвавшее поправку. VII. Заключение. Всякій исторпческій момента есть одинъ изъ моментовъ роста; всякій изъ нихъ — шагъ впередъ, и, слѣдовательно, всякій шагъ естьпереходнаяэпоха. Начиная съ перваго появленія на русской землѣ князей, Россія переживала безконечный рядъ пере- ходныхъ эпохъ, въ которыхъ выражалась постоянно борьба предыдущагомомента съ новымъ, настунаю- щпмъ. Труднымъ, медленнымъ путемъ, начавъ хаотпческимъ, безсознательнымъ процессомъ, росла русская мысль, вырабатывая формы общественной жизни и затѣмъ нровѣряя ихъ самой практикой слагавшагося уклада. Первоначально мы находимъ только земскую Русь и значительный разбродъ единоличныхъ про- изволовъ; затѣмъ безсиліе общественной мысли заставляетъ Русь, за отсутствіемъ внутреннихъ ру- ководящихъ силъ, искать руководящей силы пзвнѣ, и тогда является — земская Русь, и воглавѣея — правящій князь. Съ этпхъ поръ русская историче- ская жизнь распадается на два русла и слагается изъ дѣятельностн двухъ элементовъ — идеи власти, постепенно развивавшейся въ идею государственнаго классицизма, и земекаго начала, постепеннопогло- щаемаго государствомъ п служащаго цѣлямъ отвле- ченнаго представленія объ идеалѣ государствен- наго блага. Земская идея, предоставленная себѣ п исключенная изъ участія во внѣшнемъ ходѣ вну- треннихъ событій, зрѣетъ подъ давленіемъ своихъ собственныхъ интересовъ и подъ вліяніемъ разви- вающихся экономическихъ сношеній, знающпхъ только свою экономическую логику. Новые факты, явпвшіеся въ новѣйшее время провѣркой теоретическпхъ началъ, до спхъ поръ руководившихъ русской общественной идеей, пока- зали, что въ теперешній историческій моментаот- влеченный принципъ петровскаго начала ведетъ только къ односторонннмъ результатам^ и что идеалъ государственнаго блага, государственной силы и государственнаго процвѣтанія достижимъ только при участіп земекаго элемента. Россія становитсяснова на ту точку, съ которой началасвое государственное существованіе, но съ тою только разницею, что первоесмутное, безеозна- тельное земское чувство выростаетъ черезъ тысячу лѣтъ въ сознательную земскую идею, логически осуществляющуюся самими фактами жизни. Первый шагъ къ тому есть освобожденіе основного земекаго элемента — и въ 1861 году народъ становится свобод- нымъ, какъ онъ былъ свободнымъ въ 862 году. За освобожденіемъ крестьянъ слѣдуютъ земскія учрежде- нія, гласный судъ. общая воинская повинность. Едва встуная въ начальный моментасвоего будущаго раз- витія, передовая русская общественная мысль не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1