Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

379 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКИ. 380 - чувству руководящую нить. Въ этомъ я заключалась сущность труда критической мысли. Возведя роман- тпзмъвъ общественное сознательное чувство, крити- ческая мысль подвела итогъ всему предыдущему дви- исенію безсознательнаго русскаго романтизмаи ука- зала ему ясный, прямой, сознательный путь впереди. Девятнадцатое февраля было отвѣтомъ на эту мысль. Романтнческій періодъ въ исторіп русской мысли кончился. 1872 г. ФАТАЛИЗМЪ ИСТРИЧЕСКАГО ПРОГРЕССА . 1 . Когда смотришь на карту частей свѣта,- -какой маленькой, разорванной, чуть не ничтожной пред- ставляется Европа! Это какой-то изъѣденныи кло- чокъ земли, сравнительное ничто предъ спокойно раз- стилающейся и правильно очерченной громадной Аф- рикой, предъ не менѣе громадной Азіей, съ населе- піемъ,въ иятьразъ превышающпмънаселеніе Европы! И чего шумитъ эта маленькая частица свѣта? Сколько ужасовъ и варварства свершила она въ одно только нынѣшнее столѣтіе'? Повсюду, куда ни про- никаетъ европеецъ, — онъ вносптъ разрушепіе, на- силіе, развратъ, смерть. Цѣлыя племена, цѣлые на- роды гнбнутъ отъ одного къ нимъ прикосновенія европейской цпвшшзаціп. Самыя ужасныя пзобрѣте- нія и открытія сдѣланы Европой, чтобъ истреблять жизнь, разрушать плоды вѣкового человѣческаго тру- да. И кто герои, кто кумиры этого разрушенія, чьи имена записаны въ псгорію? То Александры Вели- кіе, Наполеоны, Кортесы, Иизарро... Имена эти заучи- ваются дѣтьми въ школахъ, разрушительными подви- гами этихъгероевъ питается дѣтское чувство, іі рас- тетъоно и зрѣетъ на идеалахъ насилія и разрушенія. Еще до спхъ норъ Европа не пришла въ себя отъ послѣдняго нѣмецко-французскаго погрома: Фор- бахъ, Седанъ, цѣлый рядъ битвъ на Лоарѣ — груды мертвыхъ и раздавленныхъ тѣлъ, земля, не вбираю- щая человѣческой крови, небывалая еще въ исторіи міра осада громаднейшей столицы, напоминающая осаду Іерусалима... И намъ говорятъ: то великая національная идея двпгаетъ чувствами; то великая борьба, двухъ велпкпхъ народовъ за прогрессъи во имя прогресса;то война за Рейнскую границу... Но въ чемъ выигрышъ и въ чемъ потеря мірового прогресса,еслп зарейнскими провинціями будетъ пра- вить нѣмецкій пмператоръ или ими будетъ править пмператоръ французскій? Измѣнится отъ этого пло- дородіе эльзасской почвы, увеличится тамошнее насе- леніе, прибавится въ Европѣ умпыхъ людей, чувства станутъ лучше и гуманнѣе, въ Ирландіи убавится голодныхъ, а изъ Австраліи придетъвъ Европу больше золота и шерсти?.. Намъ указываютъ на величіе идеи, одухотворявшей нѣмцевъ, на величіе генія вождей, руководившпхъ борьбой, на титанпзмъ этихъ мѣдныхъ людей въ мѣд- ныхъ каскахъ, которые но одному мановенію свопхъ геніальныхъ полководцевъ шли на вѣрную смерть, точно они не люди, а автоматы. Въ чемъ же тутъ ве- личіе, въ чемъ геній, въ чемъ титанизмъ?А есливсе это и такъ — результатъ стоитъ ли жертвы? На картѣ Европы черточка, изображающая границы Германіи, цровелась на палецъ лѣвѣе, и только. Зачѣмъ же это ликованье, эти тріумфы, этирѣчи, льстящія суетности, этотъ восторгъ, одушевляющій Герамнію, этотъпылъ злого, кровожаднаго чувства, это злорадство надъ разореніемъ и унпчтоженіемъ побѣжденнаго врага? Пылъ этотъ уже давно кончился; Германія прпхо- дптъ въ себя, и въ чемъ заключаются выгоды по- бѣды — ни одпнъ нѣмецъ пока еще не знаетъ. Но, можетъ быть, выиграла Франція? Дорого за- платила она за урокъ, зато она узнала, что центра - лизація и правительственный своекорыстный деспо- тпзмъ, заносчивый шовинизмъ, систематическое за- тупленіе народа клерикаламии слугами деспотизма, лавочныя чувства правящей буржуазін и бюрокра- тическая опека убиваютъ всѣ нравственныя силы страны, доводятъ народъ до атрофіп мозга, превра- щаютъ ыплліоны снособнаго населенія въ панургово стадо... И какъ будто бы Франція не знала этого ранѣе, — не знала этого та Франція, которая еще въ 1789 году сломилау себя весь старый порядокъ, покончила,по- видимому, навсегдаи съ клерикалами, и съ аристо- кратами, п съ деспотизмомъ; не знала та Франція, которой почти двѣсти лѣтъ назадъ Вобанъ далъ ужа- сающее описаніе отупѣнія, бѣдности и страданія па- рода, подавленнаго деспотизмомъ свѣтской власти, затупленнаго деспотизмомъ власти духовной. Все это знала Франція и все это она забыла. Ине одной Франціи,— всей Европѣ придется повто- рить еще разъто, что она давно уже знаетъ и о чемъ давно ей твердятъ люди, которыхъ она зо- ветъ утопистами и мечтателями. Аббатъ де-Сенъ- Пьеръ, котораго даже Руссо обзывалъ утопистомъ, еще въ прошедшемъ столѣтіи составилъ проекта умпротворенія Европы. «Вещь хорошая, — сказалъ объ этомъ проектѣ Фридрихъ II, — жаль только, что для осуществленія его недостаетъ согласія Евро- пы и другихъ подобныхъ мелочей». Всѣ великіе мыслители, всѣ гуманисты, всѣ представители евро- пейскаго интеллекта являлись во всѣ вѣка и во всѣ эпохи проповѣдниками мира и мнрнаго прогресса. Де-Сенъ-Пьеръ предлагалъ конфедерацію народовъ; то же предлагалъ и Генрихъ IY. Но ихь конфеде- рація или ассоціація исходили изъ чувства націона- лпзма, изъ принципа народнаго обособленія; онѣ ис- ходили пзъ идей индивидуализма, изъ того ограни- ченнаго чувства, которое такъ могущественно за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1