Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

403 СТАТЬИ П С Т О Р И Ч Е С К I Я. 404 міровыхъ интересовъ, образуетъ узелъ міровой исторической солидарности. Его цивилизующее вліяніе въ томъ, что онъ даетъ стремленіямъ на- родовъ мирный характеръ и отвлекаетъ Европу отъ тѣхъ обособляющихъ интересовъ, которые упра- вляютъ теперь ея внутренней политикой. Чѣмъ вниманіе Европы будетъ обращено болѣе на Во- стокъ, тѣмъ больше оно будетъ поглощено инте- ресами мирнаго сношенія, тѣмъ больше направить свои усилія къ мирному развитію свопхъ произво- дительныхъ силъ, тѣмъ больше станетъ она избѣ- гать всего того, что мѣшаетъ этому развитію. Такимъ образомъ, мы оказываемся между двумя тяготѣніями — тяготѣніемъ къ Европѣ и тяготѣ- ніемъ къ Востоку. Тяготѣніе къ Европѣ есть тяго- тѣніе интеллектуальное. Европа — та умственная лабораторія, въ которой вырабатываются всѣ ин- теллектуальные элементы соціальнаго существова- нія; она — псточникъ соціальной критической мысли, источникъ пзобрѣтеній и открытій, псточникъ вся- кой ивпціативы. Во мысль, пробужденная и раз- витая Европой, оставаясь въ границахъ европей- скаго континента, сохнетъ безъ приложенія; она мертва. Жизнь мысли даетъ только Востокъ. Да и что возбудило энергію европейской мысли, толк- нуло ее на" путь механическихъ пзобрѣтеній, какъ не Америка и не страны Тихаго и Индійскаго океановъ, давшія Европѣ хлопокъ, сахаръ, все- возможный колоніальный товаръ и всякій мате- ріалъ для оя фабрнкъ и мануфактуръ? Безъ Во- стока европейская жпзнь была бы бѣдна, однооб- разна и замкнута, какъ жпзнь эскимоса, отдѣлен- наго отъ міра льдами полюса и водами океана. Только съ открытіемъ новыхъ странъ начался для Европы истинный прогрессъ. И вотъ, находясь между двумя тяготѣніяыи. мы отдаемся тому и другому: мы не ыожемъ выделиться ни изъ соли- дарности европейскихъ интересовъ, ни изъ соли- дарности интересовъ Востока. Это тяготѣніе было до сихъ поръ чисто-культурное; элементъ сознанія былъ въ немъ слабъ или даже и совсѣмъ незамѣ- тенъ. Подчиняясь міровому тяготѣвію, мы тяну- лись въ новыя страны, хотѣли быть ихъ колониза- торами, — и колонпзація намъ не удавалась, потому что намъ на далпсь еще ни критическая мысль, ни сила сознательной европейской мысли. Мы, сла- вяне, — младшіе члены европейской семьи. Но стремленій, леяіащихъ въ природѣ человѣка, по- давить нельзя. Охваченные и тѣнъ, и другпмъ тяготѣніемъ, мы оборачиваемся и къ Европе, мы оборачиваемся и къ Востоку, мы двигаемся и къ Кптайскимъ границамъ, мы хотимъ быть п сосѣдямп Индіп, мы пережпваемъ и борьбу Франціи и Гер- маніи, потому что и тутъ думаешь получить ум- ственное наслѣдство, мы лпкуемъ и прорытію Су- эзскаго канала, мы участвуешь и въ международ- ныхъ выставкахъ и промышленныхъ конгрессахъ Европы, мы тянемся и къ Амерпкѣ; мы, наконецъ, составляемъ цФлый рядъ промышленныхъ, эконо- мическихъ и техническихъ обществъ, употребляю-' щпхъ всѣ усилія, чтобъ ввести себя въ міровую промышленную жизнь. Результаты, достигнутые нами, конечно, слабы, ибо только сознательнаяи ясная мысль даетъ прочные результаты. Весь руе- скій вопросъ по отношенію къ Востоку и будущее такпхъ богатыхъ странъ, какъ Сибирь, ІІриамур- скій край, Кавказъ и наши внутреннія азіятскія j владѣнія, зависятъ отъ одного: отъ твердо сознан- ной мысли, что только развитіе пропзводительвыхъ силъ и основныхъ внутреннпхъ источвиковъ, только благопріятиыя условія для труда и свободной экономической дѣятельностп, только раціональное I народное хозяйство — источникъ процвѣтанія наро- довъ. Пока эта мысль не войдетъ въ общественное сознаніе, пока она не выработается въ программу твердаго, послѣдовательнаго поведенія въ томъ же ; направленіп — мы будемъ вѣчно жить неосуществи- мыми идеалами и парализовать свои стремленія ; своимъ же собственнымъ противорѣчивымъ пове- деніемъ. Итакъ, Востокъ, Азія — для насъ не Бухара, не Коканъ, не Ташкента, не Турція; Востокъ — не си- j нонпмъ грубаго деспотизма, рабства и униженія человѣчества: Востокъ это — обобщеніе европей- I скихъ интересовъ міровымп интересами, тяготѣніе | къ странамъ того земного благополучія, въ кото- ] ромъ намъ отказала наша скудная европейская | природа, и соучастниками котораго мы можемъ сделаться лишь мирнымъ преуспѣяніемъ и мирнымъ II развитіемъ свопхъ внутреннпхъ средствъ, колони - заціонныхъ способностей и культурныхъ силъ. 1872 г. Очерки изъ исторіи Сѣверо ■ Аіериканскаго Союза. і. Еще въ концѣ прошлаго столѣтія Сѣверо-Амерп- канскій Союзъ обратилъ на себя вниманіе передо- вых!. европейскихъ мыслителей и государствен- ныхъ людей. Но внпманіе это было больше одиноч- ное и не входпло еще въ европейское сознаніе. Европейское общественное мнѣніе обратилось къ Амерпкѣ гораздо позже, когда стремленіе къ соціальнымъ улучшеніямъ заставило Европу искать для себя образцовыхъ учрежденій. Особенно сильное изученіе учрежденіи Америки началось послѣ революціп и неудачъ, пспытан- ныхъ западомъ на пути полптическпхъ преобра- зованій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1