Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДИГОГИЧЕСПШ ПИСЬМА О ВОСПИТАНШ. Русскія матери. Вопросъ о воспптаніп — такая же вѣчно-старая и вѣчно-новая исторія, какъ солнце п любовь. Жен- щины это знаютъ, по вотъ чего онѣ не знаютъ: — онѣ не знаютъ, что въ дурномъ воспитаніп чело- вѣчества винятъ ихъ однѣхъ. «Дайте намъ луч- шпхъ матерей, и мы будемъ лучшими людьми», — ска- залъ Жанъ-ГІоль Рихтеръ. И русскіе педагоги пе- ревели эти слова на русскій языкъ и напечатали ихъ во всѣхъ своихъ книжкахъ, и теперь всѣ ихъ повторяютъ. Вѣдныя женщины, вы даже не подо- зрѣваете, въ какомъ преступленіп васъ обвиняютъ. Лучшпхъ матерей!.. Но вспомнитесвою мать, — развѣ это не была лучшая мать; развѣ кто нибудь любилъ васъ такъ, какъ любила она? Вывали у васъ и другія радости, но развѣ это — то? А воспо- нинаніе о матери свѣжо и живо, и чѣмъ дальше отъ дѣтства, тѣмъ оно яснѣе, понятнѣе и дороже. Вспомните суровые, холодные, темные, зпмніе вечера, когда вамъ приходилось пѣшкомъ возвра- щаться въ школу. Морозъ казался еще холоднѣе, чѣмъ онъ былъ, а дежурные наставникии еще хо- лоднѣе мороза. Все начальство было такое же хо- лодное, двадцатиградусное п прямолинейное, точно ходячіе деревянные перпендикуляры... А доматакъ тепло и уютно. Маменька сидитърядомъ и не мо- жетъ на васъ наглядѣться, и подкладываетъ она вамъ въ кофе жпрныя пѣнкп и сооружаегъ подлѣ гору пзъ сладкихъ круглыхъ булочекъ и сухарей; а къ обѣду приготовляетъ непремѣнно жареную телятину со свеклой въ уксусѣ. И кресгптъ васъ мать, отправляя на недѣлю въ школу: «Богъ тебя благослови, — учись хорошо», — говорить мамаи за- вязываетъ въ узелокъ платка гривенникъ. «Смотри, Миша, не потеряй». Только теперь вы понимаете, почему маменька такъ крѣпко завязывала гривен- никъ... А какой вы были злой!.. Вы запустиливъ мать ножницами, а она съ кротостью только ска- зала: «Миша, Миша, много повредить тебѣ твоя горячность». Теперь вамъ стыдно за свое прошлое, особенно потому, что его не поправишь, — ея ужъ нѣтъ... Вамъ нечѣмъ доказать ей, какъ вы ее лю- бите, и вы только смотрите на ея портрета, и слезы раскаянія п сожалѣнія смѣіппваются со слезами благодарвостп и благословенія. О, какъ вы любите ее теперь! Теперь?!. Ню вы любили ее и тогда, когда швыряли въ нее ножницами... Говорятъ, дѣти не любятъ своихъ матерей такъ, какъ матери дѣтей. Не вѣрьте этому. Дѣтп только любятъ по своему, инымъ способомъ; но они лю- бятъ сильно, страстно и даже глупо. Дѣтп, отдан- ныя въ казенныя заведенія, хирѣли и хворалп, скучая по дому; но мнѣ не случалось видѣть мате- рей, который бы хворали, отдавая своихъ сыновей въ школу. Есть дѣтп, особенно мальчики, замкну- тые, робкіе, сосредоточенные и повидпмому нела- сковые, хотя въ то же время очень нѣжные. У нихъ недостаетъ только привычки обнаруживать привя- занность внѣшпимъ образомъ. Мальчикъ дѣйстви- тельно не ластится, не жмется и не цѣлуета своей матери; а ваша дочь, — что это за милоеи ласковое дитя и какое кроткое, внимательное! Но, во пер- выхъ, позвольте каждому любить по своему; а во вторыхъ, попробуйте-ка обпдѣть мать, — вы увиди- те, что кажущійся . без чувственный и холодный сынъ — настоящій маленькій вулканъ, носящій подъ своей каменной броней самую энергическую, горя- чую привязанность. Я знаю случай, когда сынъ, вступившись за свою мать, кинулся съ топоромъ на отца. Это было, конечно, въ деревнѣ, думаете вы? Да, но, увы! не въ крестьянской избѣ. Отъ матерей, менѣе непосредственныхъ, уже ду- мавшихъ о воснитаніи, мнѣ случалось слышать та- кую воспитательную формулу: «Надобно, чтобы у человѣка было въ жизни хоть одно свѣтлое воспо- минаніе». И жеяая создать его, онѣ дѣйствуютъ совершенно также, какъ и матери, закармливаю- щія своихъ дѣтей. Онѣ точно также подклады- ваютъ жирныя пѣнки въ кофе сына-гимназиста и сооружаютъ подлѣ него горы пзъ сладкихъ круглыхъ булочекъ; онѣ точно также завязываютъ въ узелкп гривенники, и, когда сынъ бросаетъ въ мать ножни- цами, онѣ точно также говорятъ съ кротостью: «Миша, Миша, много повредить тебѣ твоя горяч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1