Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

571 СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕНН О-ИЕДАГОГИЧЕСКІЯ. впечатлѣнія и извлеченные изъ нихъ душою резуль- таты оказываются безцвѣтными, непродолжительны- ми, слабыми; человѣкъ не можетъ составить себѣ прочнаго запаса слѣдовъ, и вслѣдствіе того самое сужденіе его не можетъ отличаться полнотою. Но недостаточно еще одной воспринимающей и перерабатывающей силы души: отъ нея требуется еще извѣстная энергія активности или извѣстная сила стремленія. Когда не существуетъ этого стре- мленія къ впечатлѣніямъ, они до насъ не достигаютъ, если даже нѣтъ никакихъ другихъ преиятствій. Когда наше вниманіе поглощено чѣмъ нибудь од- нимъ, то или слабо, или вовсе не воспринпмаетъ другихъ впечатлѣній. Погрузившись въ чтеніе или отдавшись какой нибудь мысли, мы не замѣчаемъ ничего, нроисходящаго вокругъ насъ. Только отъ этого люди, занятые какой либо постоянной идеей, и сумасшедшіе, прикладывая, напримѣръ, голову къ раскаленной печи, не чувствуютъ обжога; въ пылу драки человѣкъ не чувствуетъ наносимыхъ ему ударовъ; нравственно страдающій человѣкъ остается совершенно равноцушнымъ ко всѣмъ вне- чатлѣніямъ, которыя въ другое время производить на него пріятное, завлекающее впечатлѣніе. Та- кимъ образомъ, если у души нѣтъ стремленія къ нзвѣстнымъ впечатлѣніямъ, недостаетътакъ назы- ваемаго внпманія, то впечатлѣнія этине достигаютъ до органовъ чувствъ. Но душевное стремленіе есть необходимая принадлежность нашего чувствую- щая организма; безъ него невозможноникакоечув- ственное воспріятіе. Мы хотпмъ, чтобы наши органы приносили къ намъ впечатлѣнія и постоянно стре- мились къ этпмъ впечатлѣніямъ. Вы можете сде- лать опытъ надъ дѣтьми, которыя гораздо спльнѣе, чѣмъ взрослые, отличаются живостью чувствъ. Закройте ребенку глаза или заткнитеему уши — онъ тотчасъ начнетъ устранять препятствіе. Не- пріятность состоянія, которое ощущаетъ ребенокъ, заключается не въ чувствѣ боли, — вы ему ея не дѣлаете, — но его органъ зрѣнія стремитсякъ впе- чатлѣнію, а его душевный аппарата требуегь со- отвѣтственнаго ощущенія. Заключеніе въ темной комнатѣ потому такъ тяжело, что оно лишаетъ дѣятельности дѣлое чувство и всю связанную съ нимъ дѣятельность души. Есть люди, отличающіеся необыкновенной живостью впечатлѣній. Каждое двпженіе, каждый взглядъ — все въ нихъ быстро. Съ необыкновенной скоростью и силой схватываютъ они всѣ впечатлѣнія и также быстро ихъ въ себѣ пере- рабатываютъ. Другіе, напротпвъ, отличаются малой стремительностьюи живостью, — все въ нихъ вяло, сонно, медленно. Послѣднихъ зовутъ обыкновенно людьми лѣнивыми, апатичными, флегматическими. Сила душевнаго стремлевія, такъ называемаяжи- вость, пмѣетъ огромное вліяніе на развитіе чело- вѣка. Въ то время, какъ живой, стремительный чело- вѣкъ быстро схватываетъ впечатлѣнія и ихъ пере- рабатываетъ; въ то время, какъ онъ все видитъ и все слышитъ, — человѣкъ, лишенный живости, ус- вапваетъ всѣ впечатлѣнія туго, медленно, неполно, и также туго дѣйствуетъ его душевный аппарата. На этомъ свойствѣ силы и живости воспріятія осно- вано дѣленіе людей на даровптыхъ и бездарныхъ. Два человѣка различной живости будутъ развиваться различно: одинъ пойметъ скоро, другой — медленно; одинъ накопитъ въ себѣ богатый запасъсамыхъ различныхъ впечатлѣній и ощущеній и перерабо- таетъ ихъ въ соотвѣтственпыя понятія, представле- нія, идеи; другой, съ ограниченными занасомъ ощу- щеній, составить себѣ и ограниченный занасъ идей. Внѣшнія впечатлѣнія дѣйствуютъ на душу въ различной степени,и отъ этого пропсходятъ различ- ный душевныя состоянія. Впечатлѣніе можетъ быть слабо, и тогда оно не удовлетворяетъ насъ, и это неудовлетвореніе выразкается ощущепіемъ неудо- вольствія. Недостаточное впечатлѣніе мало со- знается, скоро исчезаетъ и производить неполные, незаконченные психпческіе продукты. Вмѣсто того, чтобы вызвать полную дѣятельность чувствующаго организма, они возбуждаютъ только часть и дѣй- ствуютъ на душу разслабляющимъ образомъ, да- вая ей меньше пищи, чѣмъ сколько ей нужно и сколько она можетъ вынести. Такимъ образомъ дѣй- ствуетъ всякое неполное возбужденіе: — нанримѣръ, если вниманіе возбуждено рѣчыо оратора, но до слушателя доходятъ лишь нѣкоторыя слова, онъ настораживаетъ весь свой слухіь, впивается гла- зами въ оратора, чтобы полнѣе воспринять впе- чаглѣніе, старается протолкаться впереди, — и если, за всѣмъ тіімъ, ощущеніе не достигаетъ полной силы, слушатель недоволенъ. Неоконченный разговоръ, неоконченнаямысль, недостаточно увидѣнный пред- мета вызываютъ всегдавъ дуінѣ тревожное, неудо- влетворительное, непріятное состояніе. Впечатлѣніе, по своей сплѣ соотвѣтствующее воспринимающей силѣ души, есть нормальное, пол- ное удовлетвореніе. Оно не производить ни удоволь- ствія, ни неудовольствія, а порождаете спокойное состоитедуши и создаете нормальные пспхическіе продукты. Такое состояніе души можно сравнить съ ощущеніемъ тѣла въ обыкновенной комнатной температурѣ. Нормальный удовлетворена, при по- слѣдующихъ новыхъ повтореніяхъ тѣхъ же ощуще- ний, ведутъ къ постепенному развитію и усовер- шенствованію душевныхъ силъ. Если впечатлѣніе довольно сильно, но еще не настолько, чтобы быть чрезмѣрнымъ, и избытокъ его безъ труда воспринимается душевными основами, мы ощущаемъ пріятное состояніе п чувствуемъ такъ называемое удовольствіе. Особенность этого состоя- нія — въ томъ, что душевный аппарата, возбужден- ный пріятнымъ образомъ, стремится къ повторитель- ному впечатлѣнію, и это стремленіе есть такъ назы- ваемое желаніе. Первоначально душа стремится къ ощущеніямъ безразлично; она еще ничего не знаетъ, ничего не сознаете;она просить только пищи, сама не зная какой. Но когда она уже разъ усвоила впе- чатлѣніе, когда извѣстныя ощущенія стали ей из- вѣстны, какъ пріятныя, она стремится уже къ тому, что ей знакомо и что пробуждаете въ ней чувство удовольствія. Это состояніе души психологія не на- зываете нормальнымъ, потомучто при пзбыточнонъ возбужденіи является всегда сильное напряженіе, и часть впечатлѣній не оставляете въ душѣ прочныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1