Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

605 письма о воспитан і- и. 606 слѣдовъ всѣхъ родовъ. Міръ физическій и соціаль- ный для всѣхъ одпнъ н тотъ же, никто неможетъ себя изъ него выдѣлить, никто не можетъ освобо- диться пзъ-подъ его вліянія. Разница между людьми гораздо менѣе, чѣмъ это можетъ казаться, и если вниманіе — двери, черезъ который проходятъ впе- чатлѣвія внѣшняго міра, то при извѣстныхъ об- стоятельствахъ двери эти у всѣхъ могутъ быть отворены въ одну сторону. Въ жизни народовъ бываютъ эпохи и даже цѣ- лые періоды, когда общее вниманіе обращено въ одну сторону, и когда поэтому мышленіе пмѣетъ одинъ общій характеръ. Развѣ были бы возможны завоеванія Магомета и созданный имъ велнкій пере- ворота, если-бы вниманіе аравитянъ не получпло одного общаго направленія? Что такое реформация, что такое великая французская революція, какъ не послѣдствія односторонняго вниыанія, овладѣвшаго каждымъ отдѣльнымъ человѣкомъ? Могутъ пройти вѣка, прежде чѣмъ окажется возможнымъ подобное явленіе; но вотъ является геній, въ которомъ кон- центрируется память предыдущихъ вѣковъ, кото- раго внпманіе открыто въ направлены обществен- наго блага, которымъ движетъ кичѣмъ неугаси- мая страсть. Пусть онъ ошибается, пусть онъ фа- натикъ, но развѣ не за фанатиками идетъ толпа, развѣ филистеры что нибудь создали? Въ этомъ фанатикѣ только глубже спдятъ пзвѣстные слѣды, но они есть и во всѣхъ. И онъ дѣйствуетъ на то, что есть во всѣхъ, и всѣ начпнаютъ замѣчать то, чего они до сихъ поръ не замѣчалн, и внпманіе открывается у всѣхъ въ одну сторону, и массано- выхъ впечатлѣній приливаетъ въ коллективную человѣческую душу, и душа чувствуетъ новый про- сторъ, передъ нею открывается болѣе широкое по- прище дѣятельностп, и человѣчество устремля.ется на него. Еслибы въ коллективной душѣ не было соотвѣтственныхъ слѣдовъ, развѣ было бы воз- можно создать извѣстное коллективное вниманіе? Европейская внутренняя политика всегда очень хорошо знала эту внѣшнюю сторону психологиче- скаго факта, хотя правящіе люди и никогдане за- нимались психологіей. Несмотря на преобладаніе метафизическаго міровоззрѣнія, внутренняя поли- тика всегда была глубоко-реальной, и реальный классицнзмъ опередилъ идеалпзирующій реализмъ. Воспитаніе народовъ шло именно въ направленіи искусства быть невнимательными, которое такт, вы- соко ставилъ Кантъ въ отдѣльномъ человѣкѣ. Ев- ропа училась не тому, чтобы быть внимательной, а тому, чтобы быть невнимательной. Каждый смо- тритъ въ свою сторону, и задача многйхъ прави- тельствъ заключалась именно въ томъ, чтобы не могло сложиться коллектпвнаго внпманія. Свобод- ное слово есть самое могущественное средство, воспитывающее внпманіе въ направлены напболѣе широкой дѣятельности; при Людовикѣ XIY Маго- мета былъ бы невозможенъ. Бонапартизмъ употре- билъ всѣ своп средства на то, чтобы воспитать Францію въ невнимательности, и потому никогда еще свободное слово не иреслѣдовалось во Фран- ціи такъ строго, какъ при Наполеонахъ. То или другое направленіе коллективнаго и от- дѣльнаго вниманія можно задержать, но не остано- вить. Оно хотя медленно, но постоянно развивается въ направлены наибольшей свободы едннолич- наго поведенія, дающей напбольшій просторъ ду- шевной дѣятельности. Человѣческую душу нельзя запереть,- — она бѵдетъ всегда чутка къ тому, что даетъ ей болыпій матеріалъ для ощущеній, п всегдаотвернется отъ того, что напомпнаетъ ей мо- настырь. Либеральный пропагандпзмъ потому идЬй- ствуетъ на многйхъ спльно, что онъ манить просто- ромь, и что рѣдко можно встрѣтить такого страдаю- іцаго человѣка, который нежелалъ бы освободиться отъ своихъ страданій. Еслибы въ дѣтяхъ воспиты- вали хорошее вниманіе, прогрессъ шелъ бы ровнѣе. Но что такое хорошее вниманіе? Хорошпмъ вни- маніемъ мы назвали бы такое вниманіе, которое открываетъ душѣ возможность наиболѣе обшпрнаго поприща дѣятельностп, открываетъ ее для наиболь- шей массыпрогрессивныхъ впечатлѣній. Чѣмъ ог- раниченнѣе и изолпрованнѣе эта сфера, тѣмъ вниманіе будетъ хуже; чѣмъ л она шире, полнѣе, человѣчнѣе, тВмъ оно будетъ лучше. Внпманіе по- мѣщпцы- барышни, воспитанной только въ стре- мленіи къ супружеству и выискивающей себѣ жени- ховъ, будетъ хуже вниманія дѣвушки, воспитавшей- ся въ соціальныхъ понятіяхъ и готовящейся къ общественному поприщу. Основаніе хорошему внпманію слѣдуетъ класть уже въ первомъ возрастѣ ребенка, потому что разъ испорченное трудно потомъ поправляется. Есть мно- жество людей, которые всегда разсѣянны, всегда раскидываютъ свое вниманіе и никогда не въ со- стояніи ни на чемъ сосредоточить свои мыслп. Дро- бишь разсказываетъ объ одномъ идіотѣ, не имѣв- шемъ ионятія нп о медицинѣ, ни о латпнскомъ язы- кѣ, которому была прочитаналатинская медицин- ская книга, н онъ повторилъ ее отъ слова до слова. Зтотъ фактъ указываетъ, какъ важно сосредото- ченное вниманіе. Каждый по себѣ знаетъ, что при отсутствіп внпманія можно читать десятки разъодно и то же мѣсто и ничего изъ него не упомнить. Прп безпорядочномъ воспитаны, вмѣсто вниманія, создается невнимательность. Въ ней большею ча- стью бываетъ виноватомелочное самолюбіе роди- телей. Геніп рѣдки, но каждая мать готова видѣть въ своемъ ребенкѣ генія. И вотъ молодого генія забрасываютъ массой самыхъ 1 разнообразныхъ свѣ- дѣній; его память превращаюсь въ кладовую, куда сваливаются въ кучу самыеразнородныепредметы, или вовсе не имѣющіе между собой никакой связи, или имѣющіе связь очень отдаленную. Въ душѣ набирается масса слѣдовъ недостаточноглу- бокихъ и слпшкомъ разнообразныхъ, которые и образуютъ ассоціаціп. Но въ этпхъ ассоціаціяхъ нѣтъ ни прочной логической связи, ни солидности. Воспринимающая душа ребенка раскидывается въ массѣ такихъ разсѣянныхъ и слабо связанныхъ слѣдовъ, соединившихся нерѣдко съ чуждыми имъ слѣдами. Бываютъ дѣтп, которыхъ вниманіе слабо потому, что вообще въ нихъ слабы душевныя стре- мленія; это уже органпческій порокъ, а не искус-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1