Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

till СТАТЬИ ОБЩБСТВЕННО-ПЕДаГОГИТЕСКІЯ. оіа чувство страха, ни гнѣвъ, ни самолюбіе, нн свое- корыстіе не должны быть агентами дѣтскаго вни- манья. Конечно, личныя чувства прежде всего даютъ направленіе вннманію, и воспитателю бо- роться съ ними въ дѣтской душѣ очень трудно. Но вѣдь никтоже не говорить, что воспитаніе внима- нія вещь легкая. Нужно обладать громадными,тер- пѣніемъ, чтобы шагъ за шагомъ вести ребенка на- стояьцььмъ путемъ и заложить въ немъ начало тѣхъ хорошнхъ слѣдовъ, которые должны создать изъ него честнаго человѣка. Учите ребенка быть внимательным!,къ жизни и поселяйте въ немъ навыкъ сосредоточенности. Не потому мы не видимъи не слышимътого, что совер- шается вокругъ, чтобы мы не могли этого видѣть, а только оттого, что никто не пріучилъ насъ вьь- дѣть. Войдите безъ внпманія въ часовой магазинъ, и безпорядочный стукъ сотни маятниковъ будетъ для васъ безразличным!, шумомъ. Но стоить вамъ только обратить на нихъ вниманіе и вы усмотрите цѣлую массу особенностей, подробностей и частно- стей, который вызовутъ въ васъ рядъ совершенно новыхъ мыслей, которыхъ безъвниманія, никогда бы у васъ не явилось. А развѣ для большинства лю- дей окружающая ихъ жизнь не тотъ же часовой магазинъ съ безразличным!, стукомъ маятниковъ? Навыкъ сосредоточенности даетъ Силы мысли, и сосредоточенное вннманіе — то же самое, что совре- доточенное мышленіе. Везъ сосредоточеннагосни- манія невозможен!, сильный умъ. Лунатики только потому и ходятъ такъ емѣло по краю крыши, что все ихъ внимаиіе устремлено на одпнъактъ. Сосре- доточенное вниманіе, создавая энергію мысли, со- здаетъэнергическое поведеніе ьь серьезноеотношенье къ явленіямъ жизни. Но сосредоточенность не есть ььзолььруьощая себя отъ жизньь замкнутость, она не есть объективность и равнодушіе, онане олимпійское величіе невозму- тнмаго покоя ьь верхового отношенія къ мелочамъ жизни, ьіъ мелкымъ людямъ ьь къ мелкимъ льодскььмъ страданіямъ. Напротивъ, научитестрадатьсо стра- дающими ьь плакать съ плачущими; научите той сосредоточенности, которая не ыоиесетъголовеьнкьь подъ костеръ Гуса ьь не выродится въ труслььыое благоразуміе. Реальное мышленіе. Умъ н чувство сбььваютъ еьде ы до снхъпоръ съ толку людей, хотя знамя реализма водруяьено уже давно, ы каждый воображаетъ, что его вььдььтъ, что даже стоить иодъ нььмъ, что держится рукой за его древко. Безсознательный дуализмъ, борьба ума ьь чувства — слишкомъ старая ысторія, и Рььмъ, съ его знаменіьтымъ рымскнмъ правомъ, служить пре- восходными нагляднььмъ прымѣромъ того, какъ да- леко чисто-разсудочное двпженіе мысли отъ истины. Мы уже знакомы съ ролььо душевььыхъ факто- ровъ — вныманія, памяти, воображеніьь — въ разсу- дочномъ проьдессѣ. Разсудокъ творььтъ изъ мате- ріаловь, ему доставленных!,, понятія, сужденія ьь умозаключенія. Но напрасно мы станемъ искать въ умозаключеніьь какой нибудь самостоятельной ду- шевной работы, создающей истину. Это холодный головной ыродессъ, въ выводахъ котораго можетъ быть столько же правды, сколько ьь лжи. Вы гово- рите: «Кай — человѣкъ; всѣ люди смертны, — слѣдо- вательно, Кай смертенъ»,и очень, довольны откры- той вами истиной , что Кай смертенъ. Вамъ пред- лагают другой силлогизмъ; ^Каи зеленый; всѣ де- ревья зеленьья, — слѣдовательно, Кай— дерево», и вы недовольны этььмъ силлогизмОмъ потому, что усма- триваетевъ немъ абсурдъ. Что такое абсурдъ? Вт, настоящемъ случаѣ — прямое, очевььдное для васъ протььворѣчіе, вносимоеповседневнымиоыььтомъ въ ваши разсудочный процессъ. Вамъ можно предло- жить ьь еще силлогизмъ, съ которыми вы не такъ легко справитесь. Наырнмѣръ: «Кытонъ, житель острова Крита, говорьггъ, что всѣ критяне лгуны; если критяне всѣ лгуны, то ьь Катонъ, какъ житель острова Крыта, тоже лгунъ н сказалинеправду: слѣдовательио, критяне не лгуны. А если критяне не лгуны, то ьь Катонъ, какъ житель острова Крита, не лгунъ и сказали правду; слѣдовательно, критяне лгуны. Если же критяне лгуны, то Катонъ, какъ житель острова Крита, тоже лгунъ и сказалине- правду; слѣдовательно, критяне не лгуны» ьь т. д. безконечно. Тутъ больше ничего, какъ головной фокусъ, въ котороімъ простыми логическими по- строеніями вы можетеиграть, какъ шариками, .не кончая никогда игры и, можетъ быть, не умѣя найти, въ чемъ ошибка. Каждый изъ этпхъ силло- гььзмовъ вѣренъ въ отдѣльностьь; разлагая его на сузкденія, мы находььмъ, что каждое вѣрно, ы что также вѣренъ ы общій выводи или умозаключеніе. Но почемуже прьь вѣрыььхъ сужденіяхъ ьь прп не- сомнѣнно вѣрыььхъ умозакльоченіяхъ обнаружи- вается, что Катонъ то лгунъ, то правдивый чело- вѣкъ? Ясно, что сужденія, ыослужывшія основа- ніемъ умозакльоченію, содержать какую ныбудь не- вѣрность, вытекающую или изъ недостаточнаго числа набльоденій, ььльь изъ ошнбочнаго опыта. Ко- нечно, такъ. Слѣдовательно, одньь логическія по- строенія, одни выводы разума далеко еще не даьотъ нами несомнѣннои истины. Провѣркой сужденій пу- темъ умозаключеній мы убѣждаемся не въ безуслов- ной истььнѣ, существующей въ понятіяхъ и сужде- ніяхъ, а только въ правильной ььхъ логической связи. Молодежь, слагающая свое міровоззрѣніе, ьььцетъ своихъ ььстыы ь, большеьо частььо этимичььсто -голов- ными путемъ. Запальчивые, безконечные споры — чысто-головньья попытки дойты до истиныпутемъ механььческаго мььшлеыіы ы ыровѣркьь понятій одними путемъ сььллогььзмовъ. Но, вникая въ сущность тѣхъ средствъ,которьья употребляются, мы увидимъ, что добываемая намьь истинаесть не болѣе, какъ одно головное удовлетворенье, оптическій обмашь, за ко- торыми въ большььнствѣ случаевъ не скрывается реальной истины ьь не заключается иногда даже дѣйствительнаго нрактыческаго содержанія. Вглядываясь глубже въ предметыьь жизнь, слу- жаьціе матеріаломъ для ньынихъ сужденій, мы увьь- димъ, что не всѣ предметыпоннмаемъ одинаково и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1