Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

627 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕННО-ИЕДАГОГИЧЕСКІЯ. оно только мѣняеть свою форму, оставаясь въ су- ществѣ тѣмъ же? Правда, много словъ утратили свой прежній ха- рактеръ, мягче и мягче становится человѣчесгво, но сущность его интересовъ и стремленій та же. Вза- мѣнъ умирающихъ словъ являются только другія. Какъ прежде человѣчество выстрадало свои сло- ва, такъ оно творнтъ пхъ и нынче и тѣмъ же труд- нымъ нроцессомъ. Новыя слова, правда, разсу- дочнѣе, но внутренняя исторія пхъ гораздо много- сложнѣе, а выстрадавшее пхъ чувство, конечно, не меньше. Слово служить представителемъ не однихъ чувствъ, но п понятій. Слово обнимаетъ весь міръ души человѣка — отраженную ею природу, социаль- ную жизнь и внутреннее чувство. Въ словѣ — запасъ всего передуманнагои перечувствованнаго человѣ- чествомъ; понятно, почему къ слову можегъ явиться благоговейное, мистическое уваженіе, какъ къ че- му-то таинственному, непостпжпмому п чудесному. И дѣйствительно, нельзя не изумляться механизму души, силѣ п быстротѣ ея работаюіцаго аппарата. Въ словахъ, обозначающихъ понятія, заклю- чается такая же многосложная исторія ыыслп, какъ въ словахъ чувства— исто рія чувства. Слова, обо- значающія понятія, — тоже не больше, какъ назва- нія. Мы говоримъ «человѣкъ», но сколько пред- варительныхъ понятій, представленій, сравненій, сколько труда мысли было употреблено прежде, чѣмъ явилось это слово, скрывающее за собою чрез- вычайно сложную сѣть постепенно вырабатывав- шихся п зрѣвшихъ представлений. Или слова со- ціальнаго порядка-— пауперизмъ, равноправность, свобода, гражданпнъи т. д. Словамъ этимъ пред- шествовалъ цѣлый рядъ процессовъ страдавшаго, безсознательнаго чувства, затѣмъ цѣлып рядъ срав- неній п оцѣнокъ содіальныхъ условій п положеній лица, и только послѣ того, какъ чувства п понятія выяснились и обособились изъ другихъ представле- ны, явплпсь имъ названія. Если хотите узнать, какъ велика концентрирую- щая сила слова, какъ великъ его психическій со- ставъ, какъ длинна его исторія, попробуйте сде- лать опредѣленіе хотя бы слову «пролетарій». Для полнаго объясненія его нужно написать цѣлую книгу. Но не меньше изумительнаи быстрота на- шего сознанія. Сказавъ «пролетаріатъ», «пролета- рій», «равноправность», «свобода», «равенство», «гражданинъ», «законъ», — мы въ одно мгновеніе пробѣгаемъ мысленно- цѣлое необозримое поле по- нятій, создавшпхъ эти слова, и сразу понимаемъ значеніе каждаго изъ нихъ, пхъ родство, сходство и разлпчіе. Сопоставляя и группируя извѣстныя слова въ нзвѣстномъ порядкѣ, мы составляемъ идеи. Идея заключается не въ самихъ словахъ, которыя выра- жаютъ только понятія, она — нѣчто искусственное, составное, независимоеотъ слова, н потому имѣетъ характеръ нѣкоторой произвольности. Идея есть результата разсудочнаго процесса, могуществен- ным!. средствомъ котораго является слово. Весь процессъ нашего мышленія совершается словами, и еслпбы не было словъ, не было бы и законченнаго мышленія. Только отъ недостатка сознанія и не- привычки анализироватьсвои психическіе процес- сы мы не замѣчаемъ многосложнаго процесса мышленія посредствомъсловъ. Мы говоримъ: «про- !, летаріатъ, какъ соціальное явленіе, есть зло но- вой псторіи». Разложите это предложеніе на части,, разберите составь каяідаго понятія, выражающе- гося въ каждомъ отдѣльномъ словѣ, и наконецъ идею, заключающуюся въ подборѣ именно этихъ, а не другихъ словъ. Передъ вамп возникаетъ гро- мадный міръ чувствъ и представленій, постепенно пережитыхъ соціальнымъ и единоличнымъ человѣ- комъ, возникаетъ цѣлая исторія соціальной, кол- лективной душп. Вотъ гдѣ секреть человѣческаго развитія, едпноличнагоума и соціальной пригод- ности пли непригодности отдѣльнаго человѣка; секретатого, что люди говорить одними словами, не понимая и не чувствуя того, что они говорятъ.. Только то составляетъ истинно-нравственное- пріобрѣтеніе человѣка, въ воспріятіи чего его душа участвовала всѣми своими силами. Нельзя воспри- ниматьчувствъ по пхъ оппсаніямъ п нельзя усвои- вать мыслей и понятій, если они не могутъ быть обработаны нашимъ сознаніемъ. Вы говорите ре- бенку: «пролетаріатъ, какъ соціальное явленіе, есть зло новѣйшей исторіи». Но развѣ онъ въ си- лахъ понять изъ нихъ что нибудь! Каждое изъ этихъ словъ есть сложное понятіе, составленное изъ цѣлой массы простыхъ понятій- И ни одно изъ нихъ, можетъ быть, еще не извѣстио ребенку. «Про- летаріатъ»... Чтобы ребенокъмогъ понять, что зна- чить пролетаріатъ, онъ долженъ знать, что такое бѣдность, лишеніе, нужда и пауперизмъ, какъ ея обобщение. Ему нужно испытать собственнымъ орга- низмом!., что значить голодъ, когда поѣсть нече- го; что значить холодъ, когда надѣть нечего; ему нужно понять, что такое сознающая себя бѣдность. умственныхъ и фпзическихъ средствъ, который должны остаться неприложенными, потому что на рынкѣ труда слпшкомъ много рукъ. И почему«про- летариата» соціальное явленіе? Что значить со- ціальное? Какпмъ путемъ мысль изъ единолич- ной доросгаетъ до обобщенія? Когда извѣстньш общественный аномаліи называются соціальнымъ зломъ? Отчего пролетаріатъ неизвѣстенъ кафрамъ и не былъ извѣстенъ Европѣ XVII столѣтія? Отчего- онъ сталь язвой новѣйшей псторіп? И что такое «псторія»? Какъ же вы хотите, чтобы двѣнадцати- лѣтній ребенокъ не произносилъ вашей фразы о ! пролетаріатѣ, какъ простой подборъ словъ, даже и внѣшней красоты котораго онъ представить себѣ не въ состояніи! Но послушайте, съ какимъ увлеченіемъ тотъ же- самый двѣнадцатилѣтній гимназиста разсказываетъ исторію Христинія Младена, разсказываетъ о бит- вахъ гайдуковъ съ турками. Мальчикъ точно вы- рост. на два вершка; голосъ его понизился двумя то- нами, ломужалъ; каждое слово онъ не только отче- | канивамтъ, проно пзносптъ всѣмп силами, всѣмъ на- поромъ своей души. Вы чувствуете, что мальчикъ — въ сферѣ чувствъ и понятій, вполнѣ ему ясныхъ в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1