Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

635 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИ. 636 ваніямп называется только такой разрядъ чувствъ, который производится непосредственнымисостоя- ньями тѣла; тогдакакъ другой разрядъ чувствъ, — напримѣръ, мысли и душевныя движенія,- — воз- буждается не непосредственнокакими либо дѣй- ствіямп на тѣлесные органы, но ощущеніями или прежнимимыслями. Такое воззрѣніе вводитъ насъ уже въ область дѣльной души, связанной однимъ общимъ единствомъ, не раздѣляющпмъ мысли отъ чувства, а составляющимъ изъ нихъ одно нераз- рывное цѣлое, чуждое того антагонизма, который навязываетъ уму и чувству обиходный разговор- ный языкъ. Чувство — не въ сердцѣ, а также, какъ и умъ, въ головѣ. У французовъ, нѣмцевъ, англичанъ слова sens, Sinn, sense и sentiment, Geftihl, feeling имѣютъ раз- ный смыслъ; у насъ же для этихъ разныхъ оттѣн- ковъ существуетъ только одно слово «чувство». Попытки ввести въ употребленіе слово «чувство- ваніе» не имѣли успѣха потому, что по самому производству слово «чувствованіе» обозначаетъ совсѣмъ не то, что имъ хотѣли обозначить. Отсут- ствіе въ языкѣ соотвѣтственнаго слова служить доказательствомъ, что область чувства — область очень темная и неясная для русскаго обиходнаго сознанія, и не нужно быть знатокомъ русской исто- ріи, чтобы согласитьсясъ правильностью этого за- мѣчанія. Мы еще и до сихъ поръ не имѣемъ ува- женія къ процессамъчужого внутреннягочувства, къ внутреннему міру другого человѣка, не имѣемъ уваліевія къ личности. Слово «чувство» мы употребляекъ безразлично, но въ немъ заключаются два смысла. Въ одномъ оно обозначаетъ внѣшнія чувства — зрѣніе, слухъ, вкусъ, обоняніе; въ другомъ — внутреннія чувства души, т. е. тѣ процессы, которыми она отзывается на воспринятая ею внѣшнія ощущенія. Хотя ощущенія — такіе же внутренніе акты души, но между нимии тѣмъ, что мы называемъ собствен- но внутреннимичувствами, — большая разница, ко- торую каждый легко можетъ наблюдать въ себѣ. Если вы воспринимаетекакое нибудь пріятное ощу- щеніе, — напрнмѣръ, слышите музыку, видите чело- вѣка, къ которому стремитсяваша душа, и про- изводимый ими пріятныя ощущенія прекращаются не по вашему желанію, то вы испытываете чувства неудовольствія; или обратно — внезапное прекра- щеніе болевого, непріятнаго ощущенія вызываетъ чувство довольства. Во всѣхъ подобныхъ случаяхъ первое ощущеніе уже прекратилосьи пріятное или непріятное чувство, которое мы испытываемъ за- тѣмъ, есть уже второй актъ души, нѣчто совер- шенно новое и независимое отъ ощущенія и какъ бы самостоятельное чувство. Вотъ это-то и есть внут- реннеечувство, для обозначенія котораго у насъ нѣтъ слова. Но мы замѣчаемъ еще и другое явленіе. Одни и гѣ же ощущенін могутъ вызывать въ насъ разный чувства, и то, что было для насъ пріятнымъ сего- дня, огорчить насъ завтра, или то, что возбудило въ насъ теперь чувство гнѣва, вызоветъ въ дру- гой разъ смѣхъ. Во всѣхъ этихъ случаяхъ органы внѣшнихъ чувствъ дѣйствуютъ одинаково, ощу- щенія остаются тѣми же, но душа наша отзывается на нихъ различно, точно измѣнплся весь ея строй. Перемѣна строя души еще замѣтнѣе въ различ- ные періоды жизни. Что нѣкогда радовало и весе- лило насъ, можетъ впослѣдствіи огорчать; съ чѣмъ были связаны яркія розовыя представленія, можете уже перестать возбуждать въ душѣ сладкія ощу- щенія и представляться безразличнымъ; наковецъ, то, что насъ огорчало, можетъ насърадовать. Яс- но, что съ нашей душой случилась какая-то пере- мѣна, и что она отвѣчаетъ теперь уже иными зву- ками на тѣ же самыя ощущенія. Исторія нашей души, выражающаяся въ этихъ перемѣнахъ, есть поэтому исторія наіпихъ чувствъ. Ни одно впечатлѣніе, нами воспринимаемое и перерабатываемое процессомъ сознанія, не входить полнымъ въ нашу душу: его всегда сопровождаете извѣстное чувство. Чувства эти бываютъ болѣе или менѣе ярки, болѣе или менѣе сильны; но отъ нихъ именнои зависать цвѣте и сила создаваемыхъ нами вереницъ иредставленій и всего нашего міросозер- цанія. Чѣмъ сильнѣе воспринимаема, мы ощущенія, чѣмъ сильнѣе они затрагиваготънашу душу, тѣмъ тверже и глубже наши представленія, и тѣмъ силь- нѣе совершается обратная ихъ передача. Что та- кое страстность, съ которой мы такъ нерѣдко вы- сказываемъ свои мысли и убѣжденія? Это только обратная отдача душой созданныхъ ею предста- вленій, отдача ихъ съ тою же самою силой, съ ка- кой она воспринимала ощущенія при формированіи представленій. Люди апатичныеи вялые, вяло вос- принимающее ощущенія, вяло и выражаютъ свои мысли. Только энергично сознаниыя мысли энер- гично и высказываются. Чувства — окраска мысли. Безъ нихъ наши мысли — простые, сухіе и безжиз- ненные абрисы, контуры, но не картины. Поэтому ни въ чемъ человѣкъ не выражается полнѣе, какъ въ чувствахъ, дающихъ цвѣтъ его мыслямъ; только въ чувствахъ виденъ человѣкъ, только въ нихъ обнаруживается истинный міръ его души, ея строй — ея внутренняя правда. Въ мыс- ляхъ, словахъ и даже поступкахъмы можемъ об- манывать не только другихъ, но и самихъ себя; но іишь чувство раскрываете истинваго человѣка. Чувствомъ, и однимъ чувствомъ, вы опредѣлите и точнѣе всего провѣрите себя. Воображеніе можете подсунуть вамъ очень пріятныя картины вашей лич- ности:вы можетесчитать себя и героемъ, и неустра- шпмымъ бойцомъ за правду, п миссіонеромъ, способ- нымъ, на всякія самопожертвованія, и добродѣтель- нымъ и безкорыстнымъ человѣкомъ, — и все это мо- жетъ быть однимъ лишь теоретическимъ предста- вленіемъ. Наблюдайте дѣтей, и вы увидите,какъ часто эти хвастунишки-герои оказываются трусамина дѣ- лѣ. Наблюдайте либераловъ, которые говорите та- кими красивыми словами, и вы увидите, что этопро- стыв фразы, въ которыхъ ихъ душа не участвуете,. Вотъ почему умъ, которымъ мы такъгордимся, не есть мѣрпло человѣка, и истинный человѣкъ и его послѣдовательное практическое отношеніе къ міру опредѣляются только его чувствами. Только въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1