Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

679 CTA'J Ь И ОБШЕСТВЕИНО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 68 » послѣдовательна, нужно, чтобы въ каждомъ от- дѣльномъ лидѣ воспитались хороіпія соотвѣтствен- ныя чувства. Въ воспитаніи этихъ личвыхъ хоро- шихъ чувствъ заключается ваша главная совре- менная задача, потому что никогда еще наши под- ростающія поколѣнія не впадали въ такое проти- ворѣчіе личныхъ чувствъ съ формальными идеями, какое замѣчается теперь. Наиускныыъ холодомъ и безсердечіемъ вѣетъ оіъ той новой молодежи, кото- рая расчета на ваінихъ глазахъ, и для которой нѣтъ ни человѣка, ни человѣчества, а есть только ея собственное я и своя личная выгода. Новая мо- лодежь застыдилась сердечности и обозвала ее глу- постью, не понимая того, что ея новый умъ есть уже давно пзвѣстное и пережитое Европою фили- стерство, вытекающее изъ ограниченности обще- ственнаго кругозора. Итакъ, желаніе есть основа воли. Но желаніе, если мы станемъ прослѣживать его съ иерваго мо- мента рождевія ребенка,— не больше, накъ простои рефлексъ, въ которомъ необыкновенно важную роль играетъ наслѣдствевность. Есть множество наслѣд- ственвыхъ условій, отъ которыхъ зависятъ наши наклонности, наше усвоиваніе тѣхъ или другихъ иривычекъ и, слѣдовательно, большая или меньшая опредѣленность нашихъ желаній и характера на- шей воли. Сынъ пьяницы легче всего сдѣлается пьяницей; дѣти запальчивыхъ и страствыхъ роди- телей будутъ болѣе наклонны къ ошибкамъ воли, чѣмъ дѣти родителей спокойныхъ и флегматиче- скихъ; изъ двухъ дѣтей, воспитываемыхъ одина- ково, будетъ склоннѣе къ ошибкамъ то, чье пове- дете тянется сильнѣе въ сторону дурной наслѣд- ственности. Если при воспитаніи мы не примемъ мѣръ, чтобы паралпзировать одностороннее пред- расположение ребенка, мы заставимъ его воспи- таться изъ послѣдующихъ опытовъ жизни и своей небрежностью поставимъ его на путь ошибокъ, рас- каянія, а, можетъ быть, и преступлевія. Вѣроятность зтихъ ошибокъ будетъ тѣмъ больше, чѣмъ меньше парализуетъ ихъ жизненная среда, и чѣмъ большее искушеніе пртдставляетъ жизнь. ЧеловЬка, сдѣлав- шаго преступленіе, вы накажете и будете считать себя правымъ; но будетъ считать себя правымъ и наказанный, если онъ вамъ отвѣтитъ, что его такъ воспитали. Человѣку мало знать, что одно можно, а другого нельзя, что одно хорошо, а другое худо. Обдуманность не помогаетъ, когда нѣтъ матеріала для правильнаго рѣшенія. Вотъ человѣкъ, въ ко- тораго никто ни разу не заложили ни одного слѣда гумрнныхъ генеральиыхъ понятій; развѣ онъ мо- жетъ не потерять соціальнаго равновѣсія, и развѣ вы обвините его за то, что онъ пдетъ своей кривой дорожкой, когда его никто ни разу не поставили на прямую? Воля нолучаетъ чаще всего ошибочное напра- вленіе, еслп дѣятельность человѣка не находить себѣ достаточной пищи. Дѣятельность совершенно без- различна къ наполняющему ее содержимому; вы въ этомъ можете убѣднться, обративъ вниманіе на дѣ- тей, которыхъ держатъ слвшкомъ строго. Еслп вы будете запрещать дѣтямъ все, вы не убьете въ нпхъ потребности дѣятельвости, — вы только дадитеейиное направлевіе. Въ былыхъ кадетскихъ корпусахъ, гдѣ дѣтей держали слишкомъ строго, и гдѣ чтеніе и мышленіе считались вольнодумствомъ, являлись всегда грубыя шалости, драки, молодечество, тай- ный разврати, пьянство. Дѣятельность, не находив- шая другой пиши, шла въ направленіи злой воли, потому что желаніямъ и не было другого исхода. Если источникомъ воли служили наша живая орга- ническая сила, если для этой силы рѣшительно без- различно, въ какую форму перейти, если для того, чтобы колоть дрова п чтобы думать, служить нами одна и та же сила, — то, ясно, что, не встрѣчая свобо- ды въ одномъ направленіп, она пойдетъ по другому. Область деятельности исключительно тѣлесныхъ стремленій очень ограничена — безгранична, лишь область умственная. Только въ этой области, по мѣрѣ расгаиренія нашей деятельности, мы пріобрѣ- таемъ новыя средства, п чѣмъ больше является въ насъ удовлетворенія, тімъ мы чувствуемъ больше стремленій къ новыми и новыми удовлетвореніямъ. Поэтому жизнь души безгранична, тогда какъ удо- влетвореніе однихъ тѣлесвыхъ стремленій скоро теряетъ для насъ свое значеніе. Только при гармо- ническомъ удовлетворена тѣла и души мы сохра- няемъ свое нравственное равновѣсіе, и наши желанія даютъ правильное движеніе нашей волѣ. Но если то равновѣсіе нарушено, если умственная область сокращена, — свободный силы идутъ преимуще- ственно на удовлетвореніе стремлевій, которыя, од- нако, скоро притупляются. Тогда мысль напра- вляется какъ бы на искусственное возбужденіе фи- зическихъ стремленій, и всею силою души мы ста- раемся возбудить въ себѣ искусственно то, что бы- ло уже удовлетворено и не нуждается въ новомъ удовлетворен^. Это-то и есть разврата. Когда старый волокита раздразвиваетъ себя воображе- ніемъ, заставляя его выдвигать передъ собою кар- тины прошлыхъ наслажденій; когда онъ всѣ силы своей души устремляеть только на то, чтобы со- здать вновь псчезнувшія тѣлесвыя стремленія — онъ развратничаетъ. И всѣ попытки подобнаго рода, въ какой бы области тѣлесныхъ стремлений онѣ ни совершались, но гдѣ душевныя и умственныя силы идутъ на подогрѣваніе тѣла и на искусственную чувственную жизнь,' — разврата. Будетъ ли то лич- ная пли общественная мысль, которая въ своемъ стремленіп къ дѣятельности направится отъ выс- шаго къ низшему — названіе такому ошибочному движенію воли будетъ всегда одно. Въ первомъ слу- чаѣ — развратъ личный; во второмъ — обществен- ный. Припомните исторію императорскаго Рима и новый Парижъ, когда онъ послѣ своихъ стремленій къ свободной общественной дѣятельности подпа- далъ подъ власть Наполеоновъ пли Кавеньяковъ- — это время всегда скверныхъ личныхъ поступковъ и усиливающихся преступленій. Стыдъ. Мы не можемъ представить себѣ человѣка внѣ об- щества, и потому душевные процессы важны для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1