Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

691 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕОННО-ПЕДАГОГИЧКСКІЯ. 692 Характер ъ. Если не на каждомъ шагу, то очень часто, если вы не слышали, то можете услышать, что создать характеръ значить создать человѣка, и создать людей съ превосходнымъ характеромъ значить создать превосходное общество. Во всѣ времена характеру приписывалось гро- мадное значеніе; во всѣ времена приводили въ прнмѣръ людей съ замѣчательнымъ характеромъ; дптпровали пхъ поступки, ихъ слова и душевнымъ величіенъ замѣчательныхъ людей старались воз- буждать благородный чувства молодежи. Но почему же всѣ примѣры преданности, благо- родства, самоиожертвованія, патріотизма пропа- дали даромъ, и каждый шелъ своей дорогой, каждый поступалъ по своему? Почему благородные примѣры не исправляли никого, и у каждаго слагается свой собственный характеръ? Что такое характеръ? О характерѣ писалось много, но полнаго пзслѣ- дованія о немъ не существуете ни въ одной лите- ратурѣ. У насъ въ послѣднее время явился «Ха- рактеръ» Смайльса, кнпга, которая, какъ говорятъ, читается. Еслп эту книгу читаютъ, ясно, что пред- мете ея представляете общій пнтересъ. Но разрѣ- шаетъ ли Смайльсъ тѣ вопросы, которые придаютъ интересъего книгѣ? Нѣтъ. Книга Смайльса есть не больше, какъ собраніе поучительныхъ примѣровъ. Примѣры его неоспо- римо хороши и назидательны; они возбуждаютъ ощущенія какого-то смутнаго благородства и со- грѣваютъ чувства, но сознанія не трогаютъ и до него они не дохолятъ, потому что не даютъ ни- чего яснаго, опредѣлительваго, точнаго. Причина въ томъ, что Смайльсъ только конста- тируете факты, но не углубляется въ ихъ душу; онъ является не больше, какъ представптелемъ того общественнаго мнѣнія, которое ограничивается однимъ внѣшнимъ наблюденіемъ человѣческаго по- ведекія и ходячей моралью, каждому изъ насъ знакомой. Ходячая мораль есть единственный выводъ, ко- торый дѣлаетъ общественное мнѣніе изъ своихъ на- блюденій, и потому если вамъ нужны поученія, нравственные анекдоты, изреченія, максимы, афо- ризмы — вы найдете ихъ у Смайльса неисчерпаемое количество. Но если вы ищете общаго руководя- щаго принципа, чтобы при воспитаны своихъ дѣ- тей стоять на твердомъ нспхологическомъ фунда- мент, вы такого фундамента у Смайльса не най- дете. Смайльсъ не психологъ и не мыслитель, — онъ моралиста, отражающій собою общественное мнѣ- ніе средняго англійскаго буряіуазнаго общества. Но мнѣніе это все таки важно, и къ нему слѣ- дуетъ относиться почтительно. Оно — та крѣпко установившаяся сила,, которая своимъ вліяніемъ даетъ тонъ общественнымътребованіямъ и вмѣстѣ съ тѣмъ исходитеизъ наблюденій весьма тонкнхъ, вѣрныхъ, многообразныхъ. Наука не только не об- ходите этихъ наблюденій, какъ результата много- вѣковой человѣческой опытности, — напротивъ, она пмп дорожите, ими пользуется. Наука только идете дальше. Взявъ факты, констатированные обще- ственной наблюдательностью, наука ихъ разъяс- няете, отыскиваете въ нихъ общія начала и уста- навливаете принципы. Мы въ своемъ изложеніи будемъ деряіаться того- же порядка. Сначала мы приведемъ факты въ томъ видѣ, какъ ихъ подмѣтпла жизнь, и затѣмъ попытаемся указать заключающееся въ нихъ об- щіе пспхологическіе принципы, которые должны слулшть основой воспптанія. Совершенно справедливо, что характеръ соста- вляете одну изъ величайшихъ движущихъ силъ въ мірѣ. Въ своихъ благороднѣпіпихъ проявленіяхъ онъ заявляете человѣческую природу въ ея луч- шемъ видѣ, потому что показываете лучшую сто- рону человѣка. Только люди, истиннопревосход- ные во всѣхъ положеніяхъ, поддерживаютъ все хорошее и доброе въ мірѣ, и еслибы ихъ не было — не стоило бы яотть. Геній вызываете удпвленіе, но характеръ воз- буждаете уваженіе. Геній есть дѣло мозга; харак- теръ есть дѣло чувства; а въ общемъ ходѣ жизнью управляете чувство. Геніальные люди дѣйствуютъ на разумъ; люди съ характеромъ — на совѣсть. И если передъ первыми благоговѣютъ, то за вто- рыми идутъ. Великіе люди, большею частью, — исключенія, да и само величіе есть нѣчто относительное, Положе- ніе лее большинства такъ сжато, что очень немно- гпмъ представляется случай выказать себя вели- кими. Въ жизни большинства нѣтъ ничего геропче- скаго, и поведеніе его отличаетсяочень мелочной, будничной повседневностью. Но именно потому, что жизнь большинства сосредоточена въ сферѣ обык- новенныхъ обязанностей, самыми вліятельными ка- чествамиоказываются тѣ, которыя напболѣе тре- буются въ обыкновенной жизни. Для домаіпняго обихода нужны не столько утонченный добродѣтелп,, сколько нравственный начала, стоящія на одномъ уровнѣ съ обыкновенной жпзныо. Умъ не есть необходимая принадлежность высо- каго характера. «Горсть добрыхъ дѣлъ стоите четверика ученостп>, — сказалъ Днсоржъ Герберта, а Новый Завѣта почти не упоминаете объ умѣ и постоянно обращается къ чувству. Умственныя способности очень часто уживаются съ самой низ- кой нравственностью, и быть умнымъ еще не зна- чите быть чествымъ и благороднымъ. Богатство тоже не всегда уживается съ благо- роднымъ характеромъ и нерѣдко идете рука объ руку съ развратомъ. Въ рукахъ люден слабыхъ богатство только пскушеніе и источникъ дурного. Вѣдность охотнѣе уживается съ благород- ствомъ. Человѣкъ можете не имѣть ничего, кромѣ трудолюбія, воздержности и честности, и однихъ этихъ качествъ совершенно достаточно, чтобы за- нять почетное мѣсто въ ряду лучшпхъ людей. Вернсъ говорите, что отецъ наказалъ ему вести себя съ достопнствомъ, еелпбъ даже у него никогда и гроша не было, потому что безъ честной, муже- ственной души никто и пинка не заслуживаете.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1