Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

699 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕ ННО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 700 собственной пустоты?-. Долга основанъ на чувстве справедливости, вдохновляемой любовью, которая есть совершеннѣйшая форма добродѣтелп. Долга- не чувство, но прпнципъ. «Будьте бѣднымъ и оста- вайтесь такимъ, молодой человекъ, — сказалъ Гейн- цельманъ; — пусть вокругь васъ другіе богатѣютъ съ помощью обмана и вероломства; оставайтесь безъ доляшости п безъ власти, когда другіе, по- средствомъ пскательствъ, достпгаютъ высокаго по- ложевія; переносите горесть неосуществившихся на- деждъ, когда другіе путемъ лести наслаждаются осуществленіемь своихъ; умѣйте обходиться безъ мплостпваго пожатія руки, ради котораго другіе ползаютъ п раболѣпствуюті.; замкнитесь въ соб- ственную добродѣтель и постарайтесь сыскать се- бѣ друга п насущный хлѣбъ. И если вамъ удастся, не запятнавъ своей честп, носѣдѣть, трудясь надъ свопмъ дѣломъ, воздайте хвалу Господу и умрите?. Жить значить дѣйствовать съ энергіей; жизнь — борьба, въ которой надо драться храбро и честно. Серторій сказалъ: «Человѣкъ сь достоннствомъ дол- женъ побѣждать честно и не употреблять дурныхъ средствъ даже для спасенія своей жизни». Эппк- тетъ говорилъ: «Мы не выбпраемъ себѣ ролей въ жизни, и оаѣ отъ насъ нисколько не завпсятъ. Нашъ долга — ограничиваться пхъ хорошимъ пснолне- ніемъ. Рабъ можетъ быть также свободенъ, какъ консулъ, — а свобода есть высшее благо: иередъ нею принижаются всѣ другія; всѣ другія, кромѣ нея, ни- чшкиы; съ нею всѣ другія ненужны, безъ нея — невозможны. Людямъ нужно внушать, что счастье не тамъ, гдѣ они его пщутъ: оно не въ силѣ, ибо Мирояъ и Офелій не были счастливы; не въ богат- ствѣ, ибо Крезъ не былъ счастлнвъ; не во власти, ибо консулы не были счастливы, п не во всемъ этомъ вмѣстѣ, ибо Неронъ, Сарданапалъ п Агамемнонъ вздыхали, плакалп, рвали на себѣ волосы и были рабами обстоятельтвъ и игрушкою призраковъ. Счастье — въ насъ самихъ, въ истинной свободе, въ отсутствін низкаго страха пли въ побѣдѣ надъ нимъ. въ полномъ самообладаніи, въ возможности поль- зован ся довольствомъ и миромъ и вести невозму- тимую жизнь въ бѣдности, изгнаніи, болѣзни». Пом- пей, когда друзья уговаривали его не уѣзжать изъ Рима во время бури, отвѣтилъ: «Ѣхать мнѣ необхо- димо, а жить не необходимо». И, пренебрегая опас- ностью, онъ исполнить то, что считалъ свопмъ дол- гомъ. Долгъ тѣсно связанъ съ правдивостью. Человѣкъ долга прежде всего правдпвъ въ своихъ словахъ іі дѣиствіяхъ. Онъ говорптъ и дѣлаетъ только то, что должно, какъ должно, п когда должно. «Правда об- условливаете усиѣхъ джентльмена», — сказалъ Че- стерфильдъ. Кларендонъ сказалъ о Фалклендѣ: «Онъ такъ строго былъ преданъ правдѣ, что скрыть что нибудь для него было также трудно, какъ украсть». Мнстрисъ Гутчисонъ сдѣлала такой от- зывъ о своемъ мужѣ: «Онъ никогда не говорилъ то- го, чего не думалъ; никогда не обѣщалъ сдѣлать то, чтб считалъ выше своихъ силъ, и всегда ис- полнялъ то, чтб исполнить былъ въ состояніи». Правда связываете общество, п безъ этой связп оно бы распалось и превратилось въ анархію и хаосъ. Ни семья, ни общество, ни народъ не могутъ быть управляемы лозкью. Но бываютъ люди, до того безчестные и узкіе въ своихъ взглядахъ, что они даже гордятся свопмъ іезуптскпмъ искусствомъ говорить двусмысленно и употребляютъ всевозможный увертки, чтобы скрыть своп настоящія мнѣнія. Откровенное лганье, болѣе смѣлое и даже порочное, внушаете менѣе презрѣ- нія, чѣмъ іезуптскія двусмысленности и великосвет- ское вилянье. Не въ одной этоп формѣ можетъ обнаруяшваться лжпвость. Она заключается иногда и въ умалчи- ваньѣ или въ преувелпчпваньѣ, въ утаеніи или въ искаженін истины, въ притворномъ согласіп съ чу- жпмъ мнѣніеыъ, въ обѣщаніяхъ или въ намекахъ на обѣщанія, которйхъ мы не имѣемъ намѣренія исполнить, въ нерешимости сказать правду, когда сказать ее требуете долгъ. Для успеха въ жизни есть еще одно необходимое условіе — кротость нрава. «Да не подумаете ни- кто, — говорите Смайльсъ, — кто кроткіе люди сла- бы и неразеудительны; напротивъ, самыя широкія и много объемлящія натуры обыкновенно бываютъ самыя добрыя, самыя любящія, 'самыя доверчивыя и самыя спльныя надеждою и унованіемъ». Хотя веселое расположеніе духа въ сильной сте- пени обусловливается прпрожденнымъ темперамен- томъ, темъ не менее его можно пріобрести и вос- питать въ себе не хуже всякой другой привычки. Кто-то просилъ Лютера указать ему средство про- тивъ меланхоліи. «Веселость и мужество,— отвѣ- тилъ Лютеръ. — Невинная веселость и разумное му- жество лучшія лекарства, какъ для молодыхъ лю- ден, такъ и для старыхъ и вообще во всехъ возра- стахъ противъ мрачныхъ мыслей». «Этотъ великій и неотесанный человѣкъ. — говорить Смайльсъ про Лютера, — обладалъ всею нежностью, на какую способно только женское сердце. Лютеръ любилъ музыку, детей и цвѣты». Величайшіе пзъгеніаль- ныхъ людей были большею частью люди веселые, довольные, не пскавшіе ни деяегь, ни власти. Та- ковы были: Гомеръ, Горацій, Виргплій, Шекспиръ, Сервантесъ, Лютеръ, Бэкоаъ, Рафаэль, Мильтонъ, Галилей, Декартъ, Ньютонъ, Лапласъ. Про естествоиспытателя Абози разсказывпютъ следующее: желая определить общіе законы, регу- лирующіе атмосферное давлевіе, онъ вътеченіо27 лета дѣлалъ ежедневно свои наблюдевія и бумагу, на которой пхъ занисывалъ, клалъ подле баромет- ра. Но вотъ кънему поступила разъ новая горнич- ная и, желая выказать свое усердіе, начинаете при- водить все въпорядокъ даже и въ кабинете Абози. Разъ Абози входитъ въ кабинета и, не видя своихъ заметокъ, спрашиваетъ горничную, что она сдела- лась бумагой, лежащей около барометра? -Осэръ, ответила горничная, бумага эта была такъ грязна, что я взяла и сожгла ее, а вместо нея положила чистую?. Абози скрестилъ руки на груди п после непродолжительнаго молчанія сказалъ горничной; «Вы уничтожили результаты 27-летняго труда:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1