Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

7;S9 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГПЧЕСКІЯ. 740 товъ, изъ которыхъ воображеніе составляетъ по- томъ цѣлыя вереницы плѣнительныхъ картинъ. Но какую пользу приносить такое чтеніе? Оно только обременяетч. память ненужными фактами и отрываетъ дѣтскік умъ отъ живого, дѣйствитель- наго, отвлекая его иъ сторону эффектнаго и меч- тательнаго. Выборг чтепія — одно пзъ самыхъ важныхъ вос- питательных!. вліяній, и, конечно, въ соответствен- ном-1, выборѣ книгъ заключается самая трудная за- дача воспитателей пли родителей. Мы знаемъ де- тей, которыя прочитали цѣлые вороха книгъ, но лучше бы они ничего не читали. И чѣмъ дальше, тѣмъ выборъ соответственна™ чтенія становится труднѣе. Въ самомъ дѣлѣ, что читать и въ какомъ порядке при той массѣ книгъ, которыми завалены книлшыя лавки, и при той издательской спекуля- ціи, которая э'ксплоатпруетъ потребность въ чте- ніи? Вместо идей, теперешнія книги даютъ только чтенія и ставятъ лишь въ затрудненіе родителей при ихъ выборѣ. Что давать дѣтямъ, что выбрать в ъ книжномъ магазпнѣ, предлагающемъ вамъ ты- с ячн разнообразныхъ дѣтскихъ изданій? Никакой Самый пытливой умъ не въ состояніи-одолѣть всей этой массы печатной бумаги, а если онъ ее одо- лѣеть, то что же онъ пзъ нея извлечетъ? Читаю- іція дѣти находятся въ положитедьномъ лабиринтѣ, изъ котораго они немогутъсами выйти, и изъ кото- раго ихъ не въ состояніи вывести и ихъ безпомощ- ные родители. При такомъ порядкѣ, вмѣсто пользы, чтеніе приносить вредъ. Наши дѣти стараются пре- вращать чтеніе въ пріятное преировожденіе вре- мени, заполняющее ихъ праздный досугъ, а не въ работу мысли, собирающую полезный матеріалъ для нолезнаго вывода. Ребенокъ читаетъ только для того, чтобы читать, а не для того, чтобы уз- нать. Дѣтп, конечно, въ этомъ не виноваты. И по- тому-то еще печальнѣе, что ни педагоги, ни воспи- татели, ни издатели, ни авторы недумаютт, отомъ, чтобы создать для дѣтей здоровое, полезное реаль- ное чтеніе. Въ самомъ раннемъ дѣтствѣ должны быть уже заложены геройскія чувства, настраиваю щія душу на подвиги любви и благородства. И развѣ исторія представляетъ мало примѣровъ героевъ? Отчего же не знакомятъ дѣтей съ ними? Дитя но преимуще- ству практикъ и реалисгь, — для него все дѣйстви- тельность; Поэтому на дѣтскую впечатлительную душу вредно дѣйствуютъ вымышленный лица. Мы знаемъ, что дѣтей не пленишь гражданскпмъ вели- чіемъ такихъ людей, какъ Вашингтон!,: ребенку нуженъ іпумъ, движеніе, блескъ. Чѣмъ больше ге- рой шумитъ, тѣмъ онъ плѣнительнѣе для ребенка. Давайте ему Александра Македонекаго, ІОлія Це- заря, Горація Коклбса, Муцін Сцеволу; давайте ему героевъ древности и не боитесь, что герои бы- вали иногда бичами человечества. Ребенку нужна ширь чувства, ему нужны тѣ движенія души, ко- торыя бы открывали его вниманіе въ сторону обще- человѣческаго, шевелили его душу крупными инте- ресами и спасали бы его отъ той мелочностп чувствъ и мыслей, которыми такъ изобильна окружающая его кухонная, домашняя жизнь. Не бойтесь, что бпчъ человѣчества сделаетъ и пзъ него бича. По- следующее сознаніе сумѣетъ справиться съ этпмъ матеріаломъ и переработаетъ его въ правильный соціальный выводъ. Но зато вы открыли душу въ сторону іпирокихъ ощущеній и заложили въ ней по- требность сильно двигающихъ чувствъ. А это — все, что нужно. И молодежь относительно книгъ находится въ такомъ же безвыходномъ положеніп, какъ дети. Не то, чтобы ей не было чего читать, но она за- труднена выборомъ и въ окружающемъ ее диссо- нансе смутныхъ понятій и противорѣчій положи- тельно не можетъ найти себё выхода къ своей правдѣ. Но какъ велика потребность пытливой, молодой, формирующейся души овладеть един- ствомъ міровоззренія, видно изъ той жадности, съ какою молодежь повсюду накидывается на чтеніе, и съ какою она хочетъ, чтобы ее научили, что читать. И действительно, вопросъ о чтеніи — са- мый важный вопросъ. Масса такъ называеиыхъ серьезныхъ книгъ и русская періодическая печать таклсе его не разр'Ьшаютъ, какъ не разрѣшаетъ его детская литература. И въ то же время онъ могъ бы быть разрёшенъ, еслибы у насъ суще- ствовала -онциклопедія». Мы знаемъ, что, предъ- являя такое требованіе, мы говорпмъ почти о не- возможномъ. что энцнклопедія, разрешающая во- просы пытливой молодежи, у насъ не явится; но мы собственно только констатпруемъ фактъ без- помоіцности русской формирующейся мысли, ко- торой еще не скоро придется овладеть средствами серьезнаго развптія. Обыденная практика даетъ большое воспитатель- ное значеніе труду. Она верно подметила, что при- вычка къ занятіямъ есть необходимое условіе благо- состоянія, какъ женщины, такь и мужчины. Но что такое трудъ, какъ воспитательный элементъ? Душа требуетъ деятельности, и, конечно, не всякій трудъ можетъ дать ей пищу. Огтого-то мы и видпмъ столько мелочнаго и безполезнаго труда, столько мелочной суетливости, которыя не делаготъ людей счастливѣе, потому что даютъ душе не настоящее дело, а его суррогаты. Обыденная практика, поступающая такпмъ об- разомъ, конечно, въ томъ не виновата, и не отъ нея зависитъ изменять сразу действительность. Но отъ этого не становится лучше, а общей выгоды не при- бавляется. Зачфмъ только лицемерить! Такіе про- поведники морали, какъ Смайльсъ, расписываютъ целыя книги на тему, что «праздность есть мать всехъ иороковъ», и съ наглой безсовесгностью еы - ставляютъ въ примерь великан, людей и геніевъ, которые умели найти широкій выходъ своимъ ши- рокимъ спламъ. Да разве о геніяхъ речь, когда идотъ речь о воспптаніи детей? Геніп найдетъ себе широкую дорогу и не зароется в ь суррогатахъ дея- тельности и въ тѣхъ мелочахъ, которыя опоіпляютъ и портятъ жизнь и роняютъ уровень цѣлаго обще- ства. Писатели - моралисты советуютъ пріучать детой къ кропотливости, аккуратности, точности, бережливости, методичности и вообще къ тцкимъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1