Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

91 СТАТЬИ пет только объ его глупости. Прошедшая исторія Европы именно п была этимъ неразумными положеніемъ лю- дей, прп которомъонинезналп, какъ распоряжаться своей силой. Ивотъ тѣ, въ комъ раньше пробудилось сознавіе, сталпдумать, какъ бы сдѣлать жизнь лучше, и начали мѣнять понемногуправилапрежнихънрав- ственныхъ понятій. Ясно, что людямъ становилось тѣмъ лучше, чѣмъ они дѣлались умнѣе, и нравствен- ность, какъ кодексъ для частной п общественной жизни, получала все лучшую п лучшую разработку, по мѣрѣ увеличивавшейся разсудительности людей. Поэтому идеальная нравственность, о которой хло- почутъ моралисты, не есть причина цнвилизаціи, а, напротивъ результатъ ея. Она есть продуктъ мысли и выраженіе людскихъ способностей. Теперь будетъ понятно, почему ионятія о высшей нравственности моглп существовать отдѣльно отъ практическихъ отношеній людей. Нравственность — это былъ тотъ идеалъ счастья, котораго искалп люди, идеалъ, жи- вущій во всякомъ человѣкѣ, независимо тъ его раз- вптія н умственныхъ способностей. Каждый чело- вѣкъ знаетъочень хорошо, что нулшо ему для сча- стья: счастье — въ полиомъ удовлетворены матері- альныхъ, нравственныхъ и умственныхъ потребно- стей. Но трудность задачп была не въ томъ, чтобы создать себѣ идеалъ, а въ томъ, чтобы его осуще- ствить, п вотъ тутъ-то людямъ приходилось выдер- жать продолжительную борьбу, пока ихъ способно- сти не улучшились настолько, что продолжителъ- нымъ внутреннпмъ процессомъ, рядомъ разныхъ знаній, открытій п изобрѣтеній онп не пришлп къ теоретическому опредѣленію причпнъ, мѣшавшпхъ общему благополучію. Теперешняя задача цившшзованпыхъ народовъ въ томъ, чтобы осуществить на практпкѣ то, что со- вершенно ясно въ теоріи, и устранить послѣдпія по- мѣхи, задерживающія еще прогрессивное развитіе. ІІомѣхи эти заключаются въ сампхъже людяхъ, въ тѣхъ же причннахъ,которыя и всегда мѣшали осу- ществленію идеаласчастья, т. е. въ недостаточномъ улучшеніи способностей большинства. Какъ только способности станутъ лучше, чѣмъ онѣ теперь, улуч- шится и весь бытъ, и моралпстамъ прпдется обра- титься къ другнмъ занятіямъ, потому что нравствен- ные идеалы осуществятся на практикѣ. Такимъ обра- зомъ, основы всей цпвилпзаціи, т. е. улучшенія быта каждаго отдѣльпаго человѣка, а, слѣдовательно, и всѣхъ, заключаются въ улучшеніи человѣческпхъ способностей.Въ этомъ корень всѣхъ успѣховъ мы- сли, изобрѣтеніп, открытій и всякихъ знаній, кото- рыя служатъ только внѣшнимъ проявленіемъ тѣхъ перемѣнъ, какія случились въ человѣкѣ, и, въ свою очередь, способствуют!, дальнѣйшему его усовершен- ствованно. Народы слагаются пзъ отдѣльныхъ людей, орическія. 92 каждый человѣкъ пзображаетъсобой единицу общаго капитала; чѣмъ такая единица сильнѣе, благо- состоятельнѣе и умнѣе, тѣиъ больше суммавсего ка- j питала. Каждое разстройство, каждое физическое страдавіе отдѣльныхъ лпцъ создаетъ трату благо- роднѣйіпаго и драгоцѣннѣйшаго элемента, опредѣ- | ляющаго прогресвъвсего народа, — разума и фпзи- ческнхъ сплъ. Каждая, даже самаянезначительная, потеря въ этихъ основныхъ силахъ прнчиняетъ на- роду огромныя потери, точно также, какъ всякое сбереженіе сплъ приводитъ, по закону геометри- ческой прогрессіи, къ поразительным!, по своимъ размѣрамъ результатамъ. На этомъ важномъ законѣ основанъ успѣхъ всей будущей цпвилвзаціп: когда будетъ хорошо каждому, будетъ хорошо и всѣмъ. Такимъ образомъ, об- щій хоДъ цивплизаціи получнтъ совершенно иное , направленіе, т. е. испытаетътакую лее неренѣну, какая случилась въ самомъ пріемѣ мышленія: нынче люди думаютъ не отъ общаго къ частному, а отъ частнаго къ общему. Тѣмъ же порядкомъ пойдетъ н цпвилизація. Когда протестантысовершалп въ XVI столѣтіи свое дѣло, они, разумѣется, не подозрѣвали, куда уйдетъ человѣческая мысль въ XIX вѣкѣ. Но мы счастливѣе протестаптовъ:продолжая то же дѣло, мы пришли къ такимъ результатамъ знанія, что иыѣемъ уже возмолшость предвидѣть то, что, можетъ быть, совершитсячрезъ 1.000 лѣтъ, аможетъ быть, и много раньше. И подобный мысли мы не считаемъ нп утопіей, ни празднословіемъ, хотя онѣ и неосу- ществимы сію минуту. Мечты Наполеона I о феде- раціп государствъ, какъ онѣ ни казались смѣгаными практическимъ англичавамъ, доказываютъ вѣр- ность взгляда этого человѣка, хотя онъ самъ дѣй- ствовалъ совершенно навыворотъ. Общее нераспо- ложеніе къ войнѣ уяіе такъ велико, среднее сословіе Европы имѣетъ теперь такое огромное вліяніе при разрѣшеніи вопросовъ о мпрѣ и войнѣ, что, безъ со- мнѣнія, совсѣмъ нетакъдалековремя и общаго мира. Но мы и еще въ одномъ отношеніи счастливѣе про- тестантовъ XVI столѣтія. Если они освободили мысль, зато мы сдѣлалп попытку освободить человѣка. Только наше время установило, что благороднѣйшій, драгоцѣннѣйшій и единственны и элементъ прогресса есть свободная лпчность, развившаяся въ свобод- номъ общежптіи. Мы живеиъ въ самомъ началѣ этого періода и несемънасвоихъ плечахъ главную борьбу за новое слово, поэтому п неудивительно, что новымъ протестантамъдостается иногда также отъ своихъ враговъ, какъ доставалось отъ своихъ враговь п реформаторами XIV столѣтія. Май 1864 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1