Ключевский В.О. Очерки и речи

Добрые люди древней Руси *). Благотворительность — вотъ слово съ очень спорнымъ значеніѳмъ и съ очень простымъ смысломъ. Его многіе раз- лично толкуютъ и всѣ одинаково понимаютъ. Опросите, что значить дѣлать добро ближнему, и возможно, что получите столько же отвѣтовъ, сколько у васъ собесѣдниковъ. Но поставьте ихъ прямо предъ несчастнымъ случаемъ, нредъ страдающими человѣкомъ съ вопросомъ, что дѣлать — и всѣ будутъ готовы помочь, кто чѣмъ можетъ. Чувство сострада- нія такъ просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающій не просить о помощи, далее тогда, когда помощь ему вредна или опасна, когда онъ молсетъ злоупотребить ею. На досугѣ молено размышлять и спорить объ условіяхъ правительственныхъ ссудъ нуяедающимся, объ организаціи и сравните льномъ значеніи государственной и общественной помощи, объ отношеніи той и другой къ част- ной благотворительности, о доставлены заработковъ нуждаю- щимся, о демор ализующемъ вліяніи дароваго пособія; на досугѣ, когда минуетъ бѣда, и мы обо всеми этомъ поду- маѳмъ и поспоримъ. Но когда видишь, что человѣкъ тонетъ, первое движеніе — броситься къ нему на помощь, не спра- шивая, какъ и зачѣмъ оиъ попали въ воду и какое нрав- ственное впечатлѣніе произведете на него наша помощь. При обсуледеніи участія, какое могутъ принять въ дѣлѣ по- мощи народу правительство, земство и общество, надобно *) Публичная лекція, читанная въ пользу пострадавшихъ отъ неурожая. Напечатана впервые въ Боюсловскомъ Вѣстникѣ 1892 г., ].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1