Ключевский В.О. Очерки и речи

С. М. Соловьевъ КАКЪ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ *). Сегодня 16-я годовщина смерти С. М. Соловьева. Многіе ли изъ насъ, здѣсь присутствующих!,, помнятъ его, какъ преподавателя. По крайней мѣрѣ далеко не всѣ. Преподава- ніе принадлежит!, къ разряду дѣятельностей, силу которыхъ- чувствуютъ только тѣ, на кого обращены онѣ, кто непо- средственно испытываетъ на себѣ ихъ дѣйствіе ; сторон- нему трудно растолковать; и дать .почувствовать впечатлѣиіе отъ урока учителя или лекціи профессора. Въ преподава- тельствѣ много индивидуальнаго, личнаго, что трудно пере- дать и еще труднѣе воспроизвести. Писатель весь перехо- дить въ свою книгу, композиторъ въ свои ноты и въ нихъ оба остаются вѣчно живыми. Раскройте книгу, разверните ноты, и кто умѣетъ читать то и другое, передъ тѣмъ вос- креснуть ихъ творцы. Учитель — что проповѣдникъ : можно слово въ слово записать проповѣдь, даже урокъ ; читатель прочтетъ записанное, но проповѣди и урока не услышитъ. Ню и въ преподаваніи много, даже очень много значить наблюденіе, преданіе, даже подражаніе. Всегда ли знаемъ мы, преподаватели, свои средства, ихъ сравнительную силу и то, какъ, гдѣ и когда ими пользоваться? Въ преподава- тельствѣ есть своя техника и даже очень сложная. Понятное дѣло : преподавателю прежде всего нужно вниманіе класса или аудиторіи, а въ классѣ и аудиторіи сидятъ существа, *) Читано въ засѣданіи Историческаго Общества при Москов- скомъ Университетѣ 4 октября 1895 года, въ годовщину смерти Т. Н. Грановскаго и С. М. Соловьева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1