Музыкальная жизнь Твери и губернии

47 Г л а в а 2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII 2 НАЧАЛЕ XX ВВ. ях изображенной” – иными словами, литературный панегирик с оригиналь9 ным “баллетом 12 месяцев” в конце 114 . Это событие оказывается тесно связанными с общероссийской тен9 денцией возникновения школьных театров, сыгравших важную роль в утверж9 дении в России жанра комической оперы. Тверская духовная семинария через своего основателя или фундатора – архиепископа Митрофана Слотвинского (173991752) – испытала сильней9 шее влияние украинского школьного театра, существовавшего под патронажем Киевской духовной академии до 1761 года. Через Польшу на Украину (вXVII в.), а затем и в Россию (вXVIII в.) перешла европейская традиция составления сценария и либретто к спектаклям (“программа”, в России называемая “перечень” или “синопсис”). Театраль9 ные программы предназначались для раздачи их зрителям перед спектаклем, с тем, чтобы облегчить понимание представления, познакомить с сюжетом и основной идеей произведения, вызвать соответственное к нему отношение и установить, таким образом, со зрителями непродолжительные контакты в пределах одного спектакля, а затем и более постоянные контакты по его окончании. Программа сохраняла память о театральном представлении, что было важно в период, когда еще не существовало практики многократного показа (“проката”) спектаклей. Она сохраняла память и о самом тексте пье9 сы, вводя его, таким образом, в литературу 115 . Спектакли школьных театров приурочивались к торжественным окон9 чаниям учебного года, к праздникам, памятным датам, “тезоименитствам”, приемам “высоких посетителей” и т.д. (как позже оперы9сериа в России). В числе авторов пьес школьного театра XVII в. – Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, а в начале XVIII в. –Феофан Прокопович. Это были первые драматурги, трудами которых создавался фундамент отечественного репертуара драматического театра 116 . Одним из слагаемых спектакля школьного театра были интермедии. Они помещались между актами серьезной пьесы. В числе сохранившихся, т.е. дошедших до наших дней, интермедий исследователь И.Д. Немировская пере9 числяет четыре в “Опере об Александре Македонском” 117 – панегирической декламации в 29х актах. Действующими лицами интермедий были: 114 Под балетом подразумевались так называемые «живые картины», разыгрываемые в аллегорическом духе. 115 Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Поэтика. Эволюция. Самара, 2007. С. 9. 116 Там же. С. 15216. 117 Текст опубликован: Ранняя русская драматургия. XVII – первая половина XVIII в.: В 5 т. Т. 4: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII века. М., 1975.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1