Музыкальная жизнь Твери и губернии

7 Глава 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI9XVII вв.) Первая глава посвящена профессиональной музыке письменной тра9 диции и профессиональным музыкантам эпохи средневековья. Певчие дьяки тверского Владычнего двора и монастырей тверской земли находятся в центре внимания первого параграфа настоящей главы. Вто9 рой параграф исследует проблему, связанную с одним из монастырских распе9 вов – опекаловским . Здесь высказывается гипотеза о происхождении опека9 ловского распева и связанной с ним ремарки “опекалов”, аргументируется предположение о времени возникновения всех трех песнопений свода. В соответствующих подпараграфах изучаются вопросы именования опекалов9 ского распева и интерпретации ремарки “опекалов”, а также исследуются осо9 бенности бытования опекаловских песнопений. 1.1. ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ ТВЕРСКОГО ВЛАДЫЧНЕГО ДВОРА И МОНАСТЫРЕЙ ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ “ Был он муж благоговеин и мудр, зело пети был горазд, знаменно/ му, и троестрочному, и демественному пению распевщик и творец ”, – в таких выражениях характеризует старинная летопись известного средневеко9 вого мастера9распевщика Варлама (Василия) Рогова. Какими они были – профессиональные музыканты Древней Руси и в чем состояла их деятельность? Попытаемся ответить на эти вопросы. Древнерусская профессиональная музыка как любой вид высоко9 художественного творчества письменной традиции в период средневековья яв9 лялась искусством церковным. Произведения певческого искусства – молит9 венные песнопения – создавались и исполнялись мастерами9распевщиками, жизнь и деятельность которых была связана либо с местными хорами – архи9 ерейскими и монастырскими, либо с центральными хорами России – государевым и патриаршим, куда отбирались лучшие музыканты. Они именовались певчими дьяками и подьяками. Дьяк – государственная долж9 ность в России с 1341 по 1722 гг. Певчие дьяки и подьяки составляли особую группу внутри этой многочисленной категории служилых людей. Профессия певчего дьяка требовала хорошего знания богослужеб9 ных книг, а также свободного владения системой записи древнерусских пев9 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ГУБЕРНИИ Д р о з д е ц к а я Н и н а К о н с т а н т и н о в н а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1