Экслибрисы библиотек и частных коллекций

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА им. А.М. ГОРЬКОГО 3/72 [EX LIBRIS] П Р Е Д И С Л О В И Е Экслибрис (от лат. ex libris – из книг), книжный знак, бумажный ярлык, указывающий на принадлеж- ность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета. Все экслибрисы являются памятниками своего времени, а их изучение позволяет проследить судьбу библиотек, выяснить их состав. Выражение “ex libris”, безусловно, преобладает на книжных знаках всех стран, хотя в Англии наряду с ним употребляют еще “book-plate”, во Франции – “marque de possession”, в Германии – “Bibliothekzeichen”, “Buchermarke”. Часто встречается и “ex bibliotheca” (“из библиотеки”). На русских книжных знаках, кроме выражений “ex libris” и “ex bibliotheca”, попадаются надписи “из книг…”, “собрание книг…”, “библиотека…”. Родина экслибриса — Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки. Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену Соловецкой библиотеки Досифею. Рукописный экслибрис не получил широкого распространения и бытовал лишь в то время, когда библиотеки были небольшими и принадлежали в основном царской фамилии и духов- ным лицам. С возникновением книгопечатания в России начали появляться на переплетах книг тисне- ные художественные изображения родовых гербов, вензелей, монограмм, эмблем и надпи- сей, говорящих о принадлежности книги определенному лицу, называемые суперэкслибри- сами. Название этого вида книжного знака произошло от лат. “super” - сверху и “экслибрис”. Это особый владельческий знак, вытисненный (большей частью золотом) обычно на крышке (крышках) или корешке (“малый” суперэкслибрис) кожаного переплета книги. Он появился в XVI веке во Франции. Первым русским суперэкслибрисом считают оттиснутый на переплете перво- печатного “Апостола” Ивана Федорова государственный герб в прямоугольной орнаментальной рамке. Над орлом и под ним расположена надпись красивой вязью о принадлежности книги царю Ивану Грозному: “Иоан Божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси”. В России суперэкслибрисы, по сравнению с Западной Европой, пользовались значительно меньшей популярностью по причине меньшей численности читающей публики, а также из-за дороговизны изготовления. Таким образом, суперэкслибрисы получили в России распространение большей частью в кругу бога- тых людей. Характерной особенностью русских суперэкслибрисов частных лиц является тисне- ние на лицевой крышке переплета фамильного герба, а на задней – инициалов владельца, в отли- чие от иностранных, где на обеих сторонах геральдические эмблемы обыкновенно тождественны. С начала XIX века на смену пышным гербам и замысловатым вензелям приходят более скромные монограммы, оттиснутые на внешней стороне переплета. Появляются русские шрифтовые супе- рэкслибрисы, в которых герб заменен текстом с указанием принадлежности книги определенному владельцу. Позднее, к началу XX века, гербовые, вензелевые и шрифтовые суперэкслибрисы пере- родились в инициалы, которые помещались на нижней части корешков книг. Объяснялось это тем, что резко изменился состав владельцев библиотек – представители разночинной интеллигенции не имели гербов, да и изготовить сложный суперэкслибрис стоило очень дорого. Печатный экслибрис появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца библиотеки. Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1