Тверской академический театр драмы

12 В предлагаемом вниманию читателя альбоме о Твер- ском академическом театре драмы представлены докумен- ты и фотографии, известные не только по предыдущим из- даниям, но и материалы, найденные сравнительно недавно. Альбом состоит из трех разделов, каждый из которых композиционно автономен. В первом прослеживается исто- рия профессионального драматического искусства, профес- сионального театра в Твери – одного из первых в России, со- зданного при Тверской духовной семинарии в 1745–1748 гг. Семинария располагалась при Федоровском монастыре на острове при впадении реки Тьмаки в Волгу, и профессио- нальный театр здесь просуществовал около тридцати лет, явившись родоначальником городского театра. Во второй половине XIX в. в городе появилось еще несколько театров. Возникают театры и в Тверской губернии. В 1896 г. в горо- де Вышнем Волочке учредителем театра становится почет- ный гражданин купец Н. Н. Федоров. В Осташкове содей- ствует успеху Общественного театра актриса московской и санкт1петербургской сцены блистательная П. И. Орло- ва1Савина. В начале ХХ в. в Твери было уже двенадцать те- атров. В период реорганизации (1920–1926 гг.) все театры Твери были сведены в единый Калининский государствен- ный драматический театр, ныне Тверской академический театр драмы. Позднее, в 1932 г., создается театр юного зри- теля. Его возглавил нар. арт. РСФСР Ю. П. Киселев. В 1942 г. заслуженным деятелем искусств РСФСР А. М. Гиа- цинтовым образован Кимрский государственный театр дра- мы и комедии. В первом разделе читатель знакомится также с мастерами сцены Калининского государственного драма- тического театра, его деятельностью в период 30–601х гг. В альбоме впервые представлены фотографии и сведе- ния о творчестве режиссеров и актеров, пострадавших от репрессий. Известно, что во время войны (1941–1945 гг.) архив театра был уничтожен, фотографии многих спектаклей не сохранились, поэтому материалы для книги собраны бук- вально по крупицам из разных источников: личных архи- вов, переписки, семейных альбомов и непосредственных бесед с родственниками и близкими людьми. Этим в основ- ном объясняется неполнота сведений о творчестве некото- рых актеров театра. Второй раздел посвящен деятельности театра в 1974–1998 гг., его актерам, деятелям, режиссерам и худож- никам. Здесь представлены материалы о лучших спектаклях театра по произведениям русской и зарубежной классики, о постановках экспериментальной малой сцены, рассказыва- ется о молодых актерах – выпускниках Тверского курса Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. Всего в альбоме 778 иллюстраций. Многие фотографии уникальны, их пришлось восстанавливать и реставриро- вать, что отразилось на качестве их воспроизведения в кни- ге. Своеобразное расположение снимков продиктовано их количеством и разноплановостью. В третьем разделе представлены летопись спектаклей, перечень иллюстраций к ним, именной указатель, библио- графия. В перечне иллюстраций сведения о публикациях обозначены постранично, именной указатель и библиогра- фия составлены по алфавитному принципу. Выражаю искреннюю благодарность за помощь в подго- товке книги и предоставление материалов художественному руководителю театра нар. арт. РСФСР, лауреату Государст- венной премии РСФСР В. А. Ефремовой; членам редколле- гии и актерам Тверского академического театра драмы; заве- дующему архивным отделом администрации Тверской обла- сти засл. работнику культуры РСФСР М. А. Ильину ; стар- шему научному сотруднику отдела письменных источников Московского государственного исторического музеяМ. В. Ка- тагощиной; профессору Московского научно1исследователь- ского института искусствоведения, доктору искусствоведения Е. И. Поляковой; профессору Тверского государственного университета, доктору исторических наукМ. М. Червяковой; заведующей отделом редких изданий библиотеки Тверского государственного университета И. И. Феоктистовой; засл. работнику культуры Российской Федерации В. И. Кутузо- вой; заместителю директора Московского дома ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной Н. И. Криворучко; инспектору отдела кадров дома1интерната ветеранов сцены Санкт1Пе- тербурга им. М. Г. Савиной Г. В. Лоскутову; председателю Тверского отделения Союза театральных деятелей России (СТД) нар. арт. РСФСР А. А. Чуйкову; его заместителю Л. И. Солощевой; сотрудникам Тверского отделения СТД В. П. Шараповой, Е. В. Никольской, Е. Г. Петровой; канди- дату филологических наук И. В. Ружицкому; засл. работни- ку культурыРоссийскойФедерации А. А. Лепехину; профес- сору Тверского государственного университета, доктору фи- лологических наук В. А. Юдину; художественному руково- дителю театра для детей и молодежи Л. О. Леляновой; теат- роведу Н. Д. Флоровой; председателю клуба «Гвоздика» Со- юза пенсионеров России Л. Б. Белокуровой; журналистам Д. Званцеву, М. Семеновой, М. Мотузке, Г. Веремеенко. Особая благодарность – главному редактору книги А. С. Бу- тузовой1Зюзиной за ее безвозмездный труд и творческую поддержку, а также издателю книги А. В. Ушакову. Проследить историю профессионального драматичес- кого театра от истоков до наших дней, сохранить его нрав- ственное направление – наш долг. Как русская литерату- ра, так и русский театр в мировой культуре стоят особня- ком. Их корни в православии. Православная церковь и культура – две вехи духовности, в единении своем влияю- щие на развитие русского самосознания. Неслучайно за- кон переживания и сопереживания прежде всего свойст- вен русскому театру. В этом смысле и факт появления Тверского театра в семинарии показателен для русской культуры. В наше время, когда люди страдают от духовно- го голода, обретение своих корней, прикосновение к чис- тому источнику христианской нравственности – явление знаменательное, радостное и обнадеживающее. Н. Плавинская, автор составитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1