Памяти композитора Николая Сидельникова

104 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА 1 «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ В ЗЕРКАЛЕ ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 Эсаулова Татьяна Ивановна – кандидат искусствоведения, член Союза журналистов России, внештатный корреспондент «Российской газеты», «Литературной газеты»; автор свыше 100 статей и интервью с известными деятелями культуры в центральных СМИ («Российская газета», «Литературная газета», «Известия», «Новые известия», «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал», «Музыкальный клондайк» и др.). Занимается исследованием творчества Н. Сидельникова с 1989 г. Автор книги «Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Н. Сидельникова», а также ряда статей в научных сборниках, посвященных музыке композитора. Отличительной чертой искусства ХХ века является ассоциативный тип мышления, который лежит в основе процесса динамическо- го взаимодействия различных, казалось бы, несопоставимых яв- лений, поиска их глубинной общности. Современный художник стремится поймать момент перехода, превращения между ними; использует трансформации, метаморфозы, метафорические пере- клички. Такой тип мышления проявил себя в ХХ веке практически во всех стилях и направлениях искусства, и особенно ярко обо- значился в сюрреализме. Представители именно этого течения, по сути, первыми заговорили о значимости таинственного мира подсознания; стремясь поймать момент перехода, превращения, они соединяли живое с неживым, обыденное с необычным, реаль- ное с фантастическим… Неслучайно обращение Николая Николаевича Сидельникова к поэтическому миру гениального испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Масштаб личности Николая Николаеви- ча и как человека, и как музыканта, по словам его учеников, никак не укладывается в рамки его времени. Главная цель композитора — разбудить музыкой сердца людей. И. Юсупова считает, что её Учитель в совершенстве владел тем, к чему стремится сегодня со- временное искусство, — «к психоделическому эффекту, к лов- ле душ…». Ему принадлежит такая фраза: «Произведение конца ХХ века должно высекать искру ассоциации…» [цит. по 1, 115-116]. Если сопоставить личности композитора и поэта, то можно най- ти много общего в характерах и темпераментах. Удивительная при- тягательность облика испанского поэта отмечена в воспоминаниях П. Неруды: «Федерико Гарсиа Лорка был подобен щедрому, рас- точающему добро духу, он впитывал и дарил людям радость мира, был планетою счастья, жизнелюбия. Простодушный и артистич- ный, одинаково не чуждый космическому и провинциальному, не- обыкновенно музыкальный, великолепный мим, робкий и суевер- ный, лучащийся и веселый…» [цит. по 2, 493]. В. Тарнопольский подчёркивает, что Николай Николаевич «убеждал не только логикой фактов и блестящей интуицией, но и художественным артистизмом, парадоксальностью и обаянием… В нём было какое-то скоморошество, бурный, взрывчатый, почти физический протест против диктата, против всего того, что по- стоянно довлело тогда над людьми искусства». Композитор обла- дал совершенно потрясающим, искромётным чувством юмора. Но, Издревле искусство знало беспроволочный телеграф и звёздный гелиограф… Ф. Гарсиа Лорка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1