Памяти композитора Николая Сидельникова

124 ИВАН СОКОЛОВ 1 ЗАМЕТКИ О «ЛАБИРИНТАХ» Н.Н. СИДЕЛЬНИКОВА 1 Статья была опубликована: Соколов И. Заметки о Лабиринтах Н.Н. Сидельникова / Слово композитора: мысли о музыке // Сборник статей и материалов. Ред.-сост. Н.С. Гуляницкая. М., РАМ им. Гнесиных, 2011. С.180-225. Подготовка рукописи к печати осуществлена Ю.Н. Пантелеевой. 2 Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933), немецкий композитор. Последним сочинением Н.Н. Сидельникова стали «Лабиринты». На первом, титульном листе партитуры обозначено название — «роман-симфония в пяти фресках по мотивам древнегреческих мифов о Тесее для фортепиано соло». На последней странице тоже рукой автора запись: «Задумано в Jorktown Heighs (март 1990), начато в Троицком (май 1991), окончено 31 мая 1992 г. (Москва, Онкологический центр) за день до операции». Операция была сделана 1 июня, а 20 июня композитора не стало. Почему так важны в данном случае биографические детали, по- чему они указываются автором? Это становится ясным после зна- комства с сочинением, которое представляет жизнь Тесея, изло- женную в музыке; таким образом возникает неизбежная параллель между героем «Лабиринтов» Тесеем и его автором, композитором Н.Н. Сидельниковым. Сочинение огромно: оно длится 80 минут, подразумевая испол- нение в один полный вечер без антракта. В определении жанра — «роман-симфония» слово «симфония» указывает и на особую длину сочинения (мы знаем симфонии, длящиеся около 80 минут — Ма- лера, Брукнера, Третью симфонию Н. Корндорфа), и на симфони- ческие принципы построения формы, и на монотематизм. Слово же «роман» указывает на то, что в произведении речь идет о жизни, смерти и любви — а это излюбленные темы творчества Н.Н. Си- дельникова («Романсеро о любви и смерти», «Америка — любовь моя», «Бег», «Поднявший меч», «Мятежный мир поэта», вокальный цикл на слова А. Блока и многие другие сочинения). Все принципы построения романа в «Лабиринтах» можно найти. Композитор использует не только название литературного жанра в заголовке «Лабиринтов» — он привлекает термин из жи- вописи — «в пяти фресках». Действительно, широта композитор- ского мазка, эпичность формы, величественная фортепианная фактура, запись которой подчас требует шести строчек вместо обычных двух — оправдывает введение термина «фреска». (Да и на каких стенах написаны эти фрески? На стенах жизненных лабиринтов наших!). «По мотивам древнегреческих мифов о Тесее» — указание на то, что Сидельников использует разные варианты мифа о Тесее, а в конце даже меняет содержание мифа, соединяя в одно целое несколько источников. В русской музыке мало или почти нет произведений такого мас- штаба для фортепиано соло, что делает «Лабиринты» уникальным не только по содержанию, но и по форме. (В европейской му- зыке можно отметить сходные по длине сонаты З. Карг-Элерта 2 для фортепиано соло). Самое интересное — слово «лабирин- ты» во множественном числе, тоже авторская интерпретация

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1