Памяти композитора Николая Сидельникова

32 НИНА ДРОЗДЕЦКАЯ1 1 Тверской период в жизни композитора Николая Сидельникова длился с момента рождения в 1930 г. и до отъезда из Калинина 2 в 1949 г. Здесь возникли его первые музыкальные впечатления, в Твери он осознал себя композитором и с 14 лет начал сочинять музыку. К 7 годам, возрасту, когда ребенка отдают в музыкальную школу, Коля Сидельников, по собственным словам, «уже неплохо играл на рояле и решал задачи по гармонии из сборника А. Арен- ского». В своей автобиографии, написанной в 1962 г., компози- тор отметил, что «с раннего возраста занимался под руководством отца гармонией, контрапунктом и игрой на фортепиано». О тверском периоде жизни композитора мы располагаем скуд- ными и отрывочными сведениями: например, неизвестно, посещал ли Коля Сидельников занятия в музыкальной школе, с кем из твер- ских педагогов он занимался помимо отца, Николая Михайловича, под чьим руководством начал сочинять музыку. Отец композитора, Николай Михайлович Сидельников (1891– 1960) окончил музыкально-драматическое училище Московско- го филармонического общества по классу вокала и композиции (1912). Выпускникам училища, имеющим аттестат первой степени, присваивалось звание свободного художника. Среди музыкальных педагогов училища в то время — А.Ф. Арендс, П.А. Бларамберг, Г.Э. Конюс, А.Н. Корещенко. Известно, что Н.М. Сидельников обладал неплохим лирико-дра- матическим тенором и учился по классу вокала у певца Л.Д. Донско- го, в конце XIX в. известного солиста Большого театра и исполните- ля партий Ленского в «Евгении Онегине», Радамеса в «Аиде», Хосе в «Кармен». Дипломной работой Сидельникова была партия Перво- го экзекутора в комической опере А. Рубинштейна «Попугай». До поступления в училище Н.М. Сидельников посещал занятия в скрипичных классах проф. А.И. Яншинова и впоследствии давал частные уроки игры на скрипке в Твери 3 . На протяжении многих лет Н.М. Сидельников был душой музы- кальной жизни города. Начиная с 1918 г. он руководил симфони- ческим оркестром, с которым готовил программы для городских концертов. До 1930 г. оркестр под управлением Сидельникова исполнил ряд произведений классического музыкального репер- туара, которые свидетельствовали о широком диапазоне и боль- ших профессиональных возможностях коллектива. В программах уцелевших афиш значатся 2-я симфония Бетховена, увертюры к операм — «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Иван Суса- нин» Глинки, «Кориолан» и «Прометей» Бетховена, а также сюита из балета «Лебединое озеро» Чайковского и 3-й концерт для фор- тепиано с оркестром Бетховена. В начале 1930-х годов Н.М. Сидельников осуществил цикл Общедоступных городских концертов симфонического оркестра, КОМПОЗИТОР Н. СИДЕЛЬНИКОВ В ТВЕРИ: ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ 1 Нина Константиновна Дроздецкая – музыковед, кандидат искусствоведения, преподаватель Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. Занимается вопросами музыкального краеведения, автор книги «Музыкальная жизнь Твери и губернии» (Тверь, 2008). 2 Так называлась Тверь с 1931 по 1990 гг. 3 Дроздецкая Н. Рожденный для музыки и света (о Николае Михайловиче Сидельникове) / Литературный альманах «Тверь». № 4-5: Тверское областное книжно-журнальное издательство. 1999. С. 230-236.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1