Памяти композитора Николая Сидельникова

78 ЛЮДМИЛА БАКШИ 1 Есть эпохи, рождающие чрезвычайно громкое эхо. И тихая испо- ведь лирика, и страстный призыв трибуна звучат одинаково внятно для современников в воздухе, тысячекратно усиливающем голос творца. Композиторам, входившим в искусство в конце 50-х — нача- ле 60-х годов, повезло — для них это была такая эпоха. Дебю- ты «красивых двадцатидвухлетних» Р. Щедрина, С. Слонимского, В. Тормиса, Г. Жубановой, Б. Тищенко, А. Шнитке, Г. Канчели и ряда других, чуть ли не с консерваторской скамьи во весь голос заявивших о себе, — явление характерное. Дебют Николая Си- дельникова — оратория «Поднявший меч», написанная на окон- чание Московской консерватории в 1957 году, — не исключение из этого правила. Но творческая судьба Н. Сидельникова резко отличается от судеб многих композиторов его поколения. Ряд произведений — концерт «Русские сказки», кантату «Со- кровенны разговоры», балет «Степан Разин» — можно отнести к событиям в жизни советского искусства. Однако ни широкий ре- зонанс «Русских сказок» (включенных в 1971 году в число лучших произведений мирового концертного сезона в Париже на Трибу- не композитора ЮНЕСКО), ни успех «Сокровенных разговоров» (отдельные части получили главный приз на фестивале хоровой музыки в Италии), ни шедший в течение ряда лет на сцене Москов- ского театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича- Данченко балет «Степан Разин» не привлекли внимания к творче- ству Н. Сидельникова в целом. Долгие годы его музыка оставалась на периферии слушательского интереса. Настоящее признание пришло лишь в 80-е годы, когда Си- дельников был уже профессором Московской консерватории, — спустя четверть века после блистательного дебюта. Исполнение «Романсеро о любви и смерти» на стихи Лорки на фестивале «Мо- сковская осень-83» открыло широкой общественности одного из крупных мастеров современной советской музыки 3 . Благодаря Камерному хору под управлением В. Полянского мы познакомились почти со всеми его произведениями в данном жан- ре; появились статьи об отдельных сочинениях, а затем и первая монография о творчестве композитора 4 . Однако и сегодня судьба многих произведений Н. Сидельнико- ва незавидна. Музыка его редко исполняется, почти не издается. Странный парадокс, но, увы, не единственный. Невольно думаешь о некоей небрежности композитора по от- ношению к своим партитурам: часть из них утеряна, многое не со- хранилось и в звукозаписи 5 . Какое-то принципиальное нежелание организовывать исполнение своей музыки. Наверное, повинны и безразличие концертных организаций, отсутствие заинтересован- ной поддержки. МУЗЫКА, СПОСОБНАЯ ОБОГАТИТЬ НАС 2 Небиографический очерк 1 Бакши Людмила Семеновна – кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой теории и истории музыки МГИМ имени А.Г. Шнитке. Автор свыше 100 статей по проблемам современного музыкального искусства, опубликованных в журналах «Музыкальная Академия», «Театр», «Знамя», «Октябрь», «Вопросы театра» и в других научно- исследовательских сборниках МГК им. П.И. Чайковского, СК России, ГИИскусствознания, МГИМ имени А.Г. Шнитке. 2 Статья опубликована в журнале «Советская музыка». 1988. № 5. С. 16-24. 3 За концерт «Русские сказки» (1968), хоровой цикл «Романсеро о любви и смерти» (1977) автор удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки (1984). 4 Григорьева Г. Николай Сидельников. М., 1986. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте указанием страниц в скобках. 5 Такая судьба, как говорят, постигла даже столь крупную партитуру, как многочастная симфоническая «Песня о красном знамени», которая прозвучала в шестидесятые в исполнении радиоколлективов. Трудно поверить в такую утрату…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1