Тверские памятные даты на 2004 год

44 лий Александрович делает еще один вклад в денежное обеспе­ чение своего детища. Весь свой гонорар от вышедшей в том году книги «Экономические провалы» он подарил приюту с тем , чтобы на проценты с капитала выдавались ежегодно премии за лучшие летние работы . Со временем «Академическая дача» ста­ ла любимым местом отдыха и летней учебы академистов, слава о ней выходит далеко за пределы Петербурга и Москвы. Сюда приезжают известные художники и деятели культуры. А когда в 1898 г. истек срок аренды Академией этой территории, то «по ходатайству президента Академии Министерство путей сообще­ ния разрешило пользоваться участком земли со всеми построй­ ками в будущем , без обозначения срока такового пользования». После реформы Академии в 1894 г., когда руководство мастерскими перешло к передвижникам , произошли существен­ ные изменения в жизни приюта. от студентов стали требовать больше внимания к натуре, к работе на открытом воздухе. Время пребывания на «Академической даче» увеличилось до пяти ме­ сяцев: « ... теперь ученики все работают на даче по целым дням - и при этом почти каждый пишет, главным образом, или эскизы, или картину, отчего берет чуть ли не всякий отдельную натуру, увеличивая , таким образом , число необходимых натурщиков, а вместе с тем и расходы на наем их ...». Среди учеников Академии слух об «Академической даче» как о благодатном месте для работы на пленэре быстро распро­ странился . Сюда потянулись лучшие студенты , впоследствии известные русские и советские художники, преимущественно пейзажисты: С. А. Виноградов, В . Н . Бакшеев, И . И. Бродский, П. М . Шухмин , М . М. Курилко, И . И . Творожников, М . Г. Плату­ нов, П . А. Шиллинговский , П. В. Митурич, П . Д. Покаржевский , П. д. Бучкин, Д. И . Савинов, С. Л. Абугов И многие другие. При­ езжал на дачу Д. И . Куинджи со своими учениками А. А. Рыловым, Н . К. Рерихом , К. Ф. Богаевским , Е. И. Столицей, Н . П . Химоной . В деревне Малый Городок, совсем рядом с «Академической да­ чей» жил и работал замечательный русский художник конца XIX– начала ХХ вв. А. П . Рябушкин. Несколько раз на даче бывал Илья Ефимович Репин . Жил он в комнате на втором этаже жилого корпуса (ныне музей «Академической дачи» ), окно которой смот­ рит на Мстинское озеро, и в деревне Котчище. Илья Ефимович постоянно заботился об «Академической даче» и ее питомцах. Когда в 1904 г. «по случаю военного времени кредит на родер­ жание ее не был отпущен» и дача была закрыта, Репин выступил в ее защиту. Усилиями Репина и других профессоров Академии художеств, в особенности ректора Беклемишева, много сделав- Тве"скnе памятные lIаты на 2004 ГОIl шего для молодых художников, кредит был ассигнован в 1907 г. Летом того же года «Академическая дача» была вновь открыта для студентов и просуществовала до 1917 г. После революции дача перестала функционировать, и в 1932 г. ее территория пе­ решла в ведение Вышневолоцкого районного исполнительного комитета и была отдана под пионерские лагеря . Вновь она от­ крылась лишь после Отечественной войны в 1948 г. , но уже как Дом творчества для профессиональных художников. С тех пор «Академическая дача» функционирует круглый год. В советское время художники приезжали сюда на поток (два месяца) . Но если картина писалась по эскизам, подготовительным работам, срок пребывания художника на даче продлевался еще на один-два, . а иногда и несколько потоков. Утверждение поэзии советской деревни стало одной из главнейших тем в творчестве художни­ ков, постоянно приезжавших на «Академическую дачу» . На «Ака­ демичке» , как ее ласково называют художники, в разное время работали такие известные мастера живописи, как С. В. Гераси­ мов, Г. Г. Нисский, В. Н. Гаврилов, Ю. П . Кугач, О. Г. Светличная, братья А. П. и С. П . Ткачевы, Ф. П . Решетников, А. М . Грицай, А. П. Левитин, Н. А. Сысоев, В . Ф. Токарев, Л. И. Бродская, В. Ф. Шумилов, и др. Многие художники завели в ее окрестностях собственные дома с мастерскими и большую часть времени проводят здесь. В 1964 г. , когда -праздновалось 80-летие «Академической дачи» , ей было присвоено имя И. Е. Репина, а 4 июля 1974 г. в честь 130-летия со дня рождения И . Е. Репина здесь состоя­ лось торжественное открытие памятника художнику (скульптор О. К. Комов, архитектор Н . И . Комова) . В перестроечное время «Академическая дача. переживала нелегкие времена, мастерские опустели, все реже на территории дачи можно было встретить художников, работающих на пленэ­ ре. Но в преддверии 120-летнего юбилея можно с уверенностью сказать, что основания для оптимизма есть. Дом творчества «Ака­ демическая дача» имени И. Е. Репина, находящийся в ведении Союза художников России, вновь возрождается. Литература: r Е Зигерт, директор экскурсионного агентства «Волок», член Вышневолоцкого краеведческого общества им. М. И. Сердюкова И. Романычева. Академическая дача. - л., 1975. Ю. Баранов. Академическаядача// Русская провинция. - 1993.– fVg 3-4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1