Спиридон Дмитриевич Дрожжин

чистоты, трудолюбия и талaнrливости русского ICpeC'l1:i)ПIИН. за считанные ГОДЫ этот символ стал национальным. :") . ':- . В 1896-98 годах чигателъская общественность с удивлением и радостью ахала, когда узнавала, 1fI() в нашем Oreчестве ПОЯВЮII;~ первый поэт-пахарь! (ниКого из СТИХОllюрцев, писавших до Дро)fCЖИНa о русском,,,Крес1ЪЯНстве, поэтом-naхарем не назовеIllЬ). И, думается, не CJIIUIIКOM преувеличил ПОЖЮIОЙ мужчина, в молодости работавIJIИЙ yчиreлем где-то в Восточной Сибири, который, осмотрев Дрожжинский музей и пожелав музею дальнейшего процветания, сказал: "До революции имя Дрожжина знали везде, где звучала русская речь!,. ." . • • • С приходом 1917 года многое измеНЮIОСЬ. Крестьянское мировоззрение поэта ПРЮШIОСЬ не по вкусу паpIИЙНО­ государственной системе, которая боялась мелкоБУР:>l>:Уазной природы Крес1ЪЯНсКliX масс. Одновременно в советском mrrepa1)1Юведении началась переоценка дрожжинского творчества, так, В "Лигера1УРной энциклопедии", редактируемой А.В.Луначарским, бо1IЬ.ШЮl пороком поэзии Дрожжина было признано отсутствие в ' ней "злобы и ненавиCПI" (том 3, изд-во Ко~1мунистической академии, i 930, колонка 582-я). Все поIlытlcи Спиридона дмirrpиевИча, предпринИмаемые .с конца 1923 года, издаn. полное собрание своих стихотворений закан<rnвались доводящими до слез 0'lЮtЗIIМИ. Тогда же издательскИе редакторы начали подсказывать (дюcroваn.!) Дрожжину тематику новых npoизведеНИЙ. В 1927-28 годах редакторь( юбилейных - по случаю 80-летия поэта - дрожжинских сборников "Песни крестьянина" и "ПyIи-дороги" волюнтаристски вмеппmaлись в содержание этих изданий с целью прославления Октябрьской революции. . ~ мне к осени 1938 года стало неоспоримо известно от родс.:твенников Дро)IO,Jaща и особенно по названным книжкам и рукопИсям поэта, но говорить об "этом" уже был:о нев~зможно из-за пo.лиmческих репрессий. И пропаганДИРОваn. творческое наследие Дрожжнна доnyскалось лшпь в пределах, разрешаемых Гослитом (Государственной цензурой) . • • • Однако, качество даже подцензурноЙ пропаганды дрожжинской поэзии существешlO сшlЖaJIОСЬ из-за полного отсутствия научно подготовленных книг стихотворений поэта. Сказывались невероЯТиая распыленность начam.ньix ' публикаций и последующих перепечаток произведений, обилие разночтений, вносимых автором при перепечатках, отсутствие указаний о месте создания ОпуБЛИICованньrX текстов и многое иное. Требовались оБЮIЬные и очень трудоемкие текстологические, хронологические, локaJIизaциошlыe и poд'cтвeНIlЬ(e им разыскания. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1