Опасные книги: из истории книжной цивилизации

I , 1627 г. Россия. Уничтожена книга монаха Лаврентия Зиза­ ния «Катехизис». В ней обна­ ружили «погрешительные сло­ веса». Более всего устрашило, что автор приводил некоторые астрономические и метеороло­ гические сведения. Зизаний вы­ нужден был уехать из Москвы. Дальнейшая судьба неизвестна. 1638 г. Россия. Патриарх Фила­ рет повелел отобрать во всех церквах и монастырях церков­ ный устав, напечатшrnый в 161 О году, и прислать в Москву для сожжения на том основании, что печатал его «вор. бражник. чернец Логин». 1643 г. ШвеЦIIЯ. Автору бро­ шюры «Обращение к иностран­ цам; о вероломстве шведов» предложили выбрать: либо он свой пасквиль съест, либо ему отрубят голову. Выбрал съеде­ ние. Судьи проявили милосер­ дие: броппору позволили сва­ рить в супе. Обоснование при­ говора: содержание книги ядо­ вито пусть ЭТИМ ядом отра­ вится сам автор. 25 яиваря 1721 г. Россия. Из­ дан регламеlП духовной колле- 25 гии закон, устанавливаюший ~~ ДYXOBHЬ~ сочинений пред­ варительную цензуру. «Можно считать первым на Руси зако­ ном о nечатu» (А.М. Скабичев­ ский, 1892 г.). )7 марта 1733 г. Россия. Указ Анны Иоановны об изъятии у публики и сожжении книги на немецком языке о жизни графа Остермана, графа Мин.иха и герцога Курлянского Бирона: в - книге «... вымышленнозаmеuные nредосудuтельные к РОСCUUСКой uлmерuи naсквшьные nасса:ж:u находятся». 10 июля 1734 г. Париж. По приговору парламента у подно­ жия его большой лестницы пре­ дали огню «Философские пись­ ма» Вольтера. Через 34 года на этом месте сжигают произведе­ ние «Человек с сорока эюо». 23 Яllваря 1759 г. Париж. Спе­ циальное заседание парла.'dента для суда над «нечестивыми» книгами 7 томами «Энцик­ лопедию> Дидро. 1783 г. Россия. Указ «О воль­ ных типографиях» Екатерины П. Предписъmалосъ «отдавае-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1