Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской

- Пришлёт хан войско, чтобы наказать меня. В битве с врагом падёт множество тверичей. Паду и я ... Так лучше мне одному сложить голову, а вы чтобы жили, - говорил он тверичам. Всю долгую дорогу в Орду ОН посвятил молитвам, чтению любимых духовных книг. «Аоколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». «Своим по вере добро делать, вот каю>, - вспоминал Михаил ратные схватки с новгород­ чами у стен Торжка, с московскими полками. «Своим добро делать, - учит нас святая книга. - Убеждать словом, не простым - Божьим. Если у нас одна вера, неужели не договоримся мы? ..» «А я, грешник, мечом махал направо-налево». Он оторвался от книги, посмотрел, как рыбак выбирал сеть в небольшом заливе. Завидев их насады, торопливо выкинул из лодки своё добро, чтобы легче было удрать от возможной ПОГОНИ. «Вон как... Своих боится... Как бы не обидели, не отняли и сеть, и рыбу, да и самою жизнь ... Мало я сделал, мало, чтобы люди на наших землях стали своими ... Аа и немного времени мне было отпущено на ЭТО». «Ани лукавы, - вспомнил вдруг читанное когда-то. - Как ЭТО было написано: "Смотрите, v " поступаите не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы ». Как ЭТО верно. Быстро проходят дни нашей жизни. И дни, и годы. В какой день сделал не­ ладное - всё, время не вернёшь, не воротишь. Не переделать заново». Вскинул персты ко лбу, начал читать молитвенные прошения святого Иоанна Златоуста: - Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечув­ ствия. Больше всего он боялся малодушия своего. Когда муки от тех пыток, что придумает хан, сделаются невыносимыми, как ему не сломаться, не пасть на колени, не запросить пощады или вымолить её каким-либо предательством. Вот чего боялся князь, о чём просил помощи Отча Небесного ... Михаил нашёл хана на осенней охоте в устье Аона. Тот принял подарки, беседовал милостиво. Но вскоре всё изменилось. Состоялся один суд над Михаилом, потом второй, третий. Тверской князь решительно отверг все обвинения. Аоказал всю ложь и нелепость их. Но как оправдать­ ся, если прежний гость его - Кавгадый - и обвинитель, и свидетель, и судья. По приказу хана заковали Михаила Ярославича в тяжёлую дубовую колоду, так что руки его, поднятые вверх, оказались на одном уровне с головой. Не сломился князь, не попросил униженно прощения. Тогда пообещали свободу, если отринет он православную веру и примет ислам. С презре­ нием отверг тверской князь ЭТО предложение. Авадчать шесть дней продолжалась мука. Аобрёл Михаил Ярославич с колодой, которая день ото дня становилась тяжелее, за Терек, к Вратам железным, или Аербенту. Верные бояре приготовили лучших коней, проводников, предлагая бежать от хана, но Ми­ хаил напрочь отвергал такое решение: - Спасусь я, а вы - други мои, а Константин - сынок ненаглядный, а тверичи в отчем крае? Пошлёт хан войско разорять родную землю, а я вдали от вас, где-нибудь на чужбине буду на лавке полёживать, брюхо поглаживать? Нет уж. Поднял к НИМ голову Михаил, морщась от боли из-за незаживающих глубоких ран на шее, плечах. Аичо худое, измученное, бледное, словно уж неживое:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1