Да поклонимся месту, где Св. Михаил Тверской отдал жизнь за други своя

у него на кого гнев, хотя на своего родственника, то так же накладывает на него колоду; когда же гнев его минет, опять в честь вводят ... Много часов задавали вопросы праведному и затем велели увести вон». 57) Пока водили тверского князя с колодой на шее за ханом на охоту, боя­ ре и слуги уговаривали его бежать, говорили, что «проводники И КОНИ готовы - уходи в горы и спасешь жизнь»58) Акто же были эти проводники? Конечно же, местные жители, аланы, или, как называли их русские, яссы, спасавшиеся от Орды, когда она приходила, в лесах, как спасались в лесах и русские мужики при приближении ордын­ цев. Да, Михаил действительно мог бежать, но он отвечал своим людям: «Не дай мне Бог сделать этого, в жизни своей никогда такого не делал ... ».59) И вот наступНАО 22 ноября 1318 года. Как и прежде, МихаНА с утра СОТВОРНА молитву. И вот вбежал княжий отрок: «Едут уже от орды .. . ». От «орды», надо понимать так: от ставки хана, от того места, где ныне мавзолей Борга-Каш. Ехали Кавгадый, московский князь Юрий и «множество народа». Около базара, который был рядом с вежей Ми­ хаНАа, «за один полет камня» Кавгадый и Юрий остановились, «по­ слали убийц, а сами слезли с конеЙ».60) Убийцы ворвались в вежу, связали и выволокли слуг. И вот перед ними русский князь, великий князь всея Руси! ... Он стоял перед ними распятым Христом, на века не подверженный тленью, и лишь только терновый венец заменен был тяжелой колодой на нем, и СТРУНАася кровь не из рук, не из ног пронзенных, по плечам и груди обнаженной ... Это фрагмент из моего моноспектакля, но тогда, в веже, возле реки Адежь, был не спектакль, а страшное бытие. МихаНАа долго избивали, и руками, и ногами, а потом «один из беззаконных, именем Романец, извлек большой нож и ударНА святого в грудь, в правую сторону, и, вращая ножом, достал честное сердце его» . Вежу МихаНАа разграбили, а «честное тело его бросили нагим». И не кто-либо, а Кавгадый ПРИСТЫДНА Юрия: «"Старший брат, не как отец ли тебе? Почему так лежит тело его, брошенное нагим?"". И по­ ложили его на большой доске, и подняли на телегу, и крепко перевязали веревками и перевезли за реку, называемую Адеж, то есть горесть, ибо горесть ныне, братия, и есть ... ».61) 2S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1