В чем величие Михаила Тверского

страстотерпца и великого государя, способного ответить за свои поступки перед Богом и людьми" . 86) Стремясь не "заслонять человечески и облик Михаила княжескими бармами и царским венцом"87), А . В. Черныwов не углубил, а в значительной степени обеднил этот образ. Приняв как аксиому, о чем уже roворилось выше, единственную фразу из "Повести " более позднего происхождения о том, что Михал Кавгадыя "не повелел избивати" , автор пришел к неверному выводу о неучастии татар в Бортеневской битве н, следовательно, к отрицанию победы над ними. И таким образом, он ие смог рассмотреть главиого подвига жизни Михаила Тверского - принятия решения о Бортеневской битве и саму победу над отрядами Кавгадыя, в чем, при всей безвыходности тогдашней ситуации, ослепительно ярко проявилась суть его антитатарской политики. Последние два года жизни 13 17 и 1318 - годы величайшего духовного взлёта Михаила Ярославича. Перед ним , Великим князем Владимирским, за спиной которого тверские рати и рати всей Низовской земли , предстаёт в Костроме его соперник - Юрий Московский с таким же ярлыком на Великое кияжение и с татарской конннцей во главе с Кавгадыем. И Михаил без боя, добровольно rступает Великое княжение. Во имя чего другого, кроме мира на Русской земле, он мог это сделать? Однако проходит несколько месяцев, и Юрий Московский, теперь уже во главе всей Низовской земли, с конницей Кавгадыя, с новгородцами начинает "пустошить" тверскую земJПO. Что в этой СИ1)'ации мог сделать Михаил? Он мог броситься в Орду, пасть на колени перед ханом и вымолить жизнь себе и семье. Он мог, наконец, как делали многие, как делал отец, бежать с семьёй и близкими на Запад и оттуда созерцать, как тверскую земJПO предают мечу и огню. Он не мог только одного - оказать вооружённоro сопротивлення, ибо это означало бы вступить в бой не только с Юрием, но и с Кавгадыем, т.е. оказать вооружённое сопротивление Орде, чего Орда никогда не прощала. И, как ни парадоксально, Михаил выбирает этот кажущийся невероятным путь: он выходит на открытое сражение при Бортенево н одерживает блестящую победу, пожалуй, впервые заставив в открытом бою бежать татарскую конницу от русского оружия. И здесь во время принятия решеиия о битве Михаил совершает свой главный духовный подвиг. Михаил понимал, что кто-то должен будет на Руси первым встать с колен перед Ордою. Но он понимал и другое, что наказание за это будет жестоким . Убеждён, что именно накануне сражения Михаил Ярославич принимает своё великое решение - в случае победы заплатить не родной землёю и жизнями своих подданных, а своею собственною жизнью. Он решает показать всем русичам, всему миру, что честь и достоинство существуют, что JПOДИ, стоящие на коленях, только тогда станут народом, когда они встанут с колен и защитят свою честь, достоинство и свободу. Это решение не было внезапным порывом, а глубоко продуманным и выстраданным, результатом воспитания, результатом всей его жизни. Да, он едет в Орду на суд, да, он опровергает все обвннения, он выдерживает двадцатичетырехсуточное истязание, телесное и духовное, он отказывается от побега, он проходит весь свой крестный путь, он восходит на свою Голгофу, но уже не сворачивает с избранного пути . Да, восхождение на Голгофу - это, конечно же, 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1