О былинах и песнях великой Руси
4 пtсенъ началась у насъ уже въ концt XVIII вtка, русская музыкальная этнографiя далеко не стала еще на вполнt прочную почву. Произошло это потому, что первыми нашими этнографами явились преимуще ственно словесники, филологи, не имъвшiе вовсе или имъвшiе мало понятiя о музыкъ. Въ результатt явились цълые томы со все возможными описанiями народныхъ обы чаевъ съ многочисленными собранiями тек стовъ народныхъ пъсенъ, но при этомъ игнорировалась музыкальная часть, и только изръдка, въ видъ особой роскоши, прила гался какой-нибудь случайный напtвъ или · наигрышъ. Нотные сборники. вышедшiе въ свътъ въ перiодъ между тридцатыми годами XVIII столътiя и шестидесятыми - XIX (Кирши Данилова, Трутовскаго, Прача и др.), не имъютъ существеннаго значенiя въ отно шенiи научномъ или художественномъ 1 ). Въ эту эпоху записи мелодiй, сдъланныя на слухъ, были болъе, чtмъ неточны, а самыя мелодiи намъренно искажались въ угоду фортепiанному аккомпанименту, со стряпанному по большей части въ ша блонно-европейскомъ вкусt и находящемуся въ полномъ противорtчiи съ народнымъ стилемъ и съ народной гармонiей. У всъхъ авторовъ подобныхъ сборниковъ было кромt того, явившееся результатомъ или ненаблюдательности, или же просто плохого музыкальнаго развитiя, убtжденiе, что русскiя пtсни поются въ унисонъ, на одинъ голосъ и что въ смыслt музыки онъ вельми не исправны. Такъ Василiй Федоро вичъ Трутовскiй, священникъ и игрокъ на гусляхъ при дворt Екатерины II, пишетъ въ ,,предувъдомленiи" къ своему сборнику слъ дующее: ,,Я напослtдокъ вознамtрился из дать въ печать сiи собранныя мною русскiя пъсни въ одинъ голосъ, кшкъ OH/fo обыкновен но по10тсл" 1 и прибавляетъ, что такъ какъ любители желаютъ исполнять пъсни въ музыкальныхъ правилахъ 2 ), то онъ рtшилъ, 1 ) Въ конц-в же XIX въка поя:вилось не мало сборни· ковъ, арранжированныхъ для одного голоса съ акномпани • ментомъ фортепiано . Лучшiе изъ нихъ Балакирева, Рим скаго - Корсакова, Лядова. 2 ) Т.·е, съ rармонизацiей западно - европейскаrо характера. собравъ пъсни, ,, привести ихъ въ порядокъ и подложить басовыя ноты". Цtлая плеяда подобныхъ подкладывате лей, вродъ Алябьева, Вильбоа и др., ко нечно, не могла сдвинуть съ мtста дъло серьезнаго изученiя народной музыки. Первая точная запись, т. -е. запись ея верх ней доминирующей мелодiи, сдълана од нимъ изъ корифеевъ русской нацiональной музыки, Милiемъ f\лексtевичемъ Балаки ревымъ 1 ). Эпохой въ русской музыкальной этно графiи является трудъ Мельгунова: ,, Русскiя народныя пъсни, непосредственно съ голо совъ написанныя и съ объясненiемъ издан ныя" (1879 г.). Впервые изъ устъ этого та лантливаго изслъдователя русской народ ной музыки любители послъдней услышали аксiому, котьрая въ наше время очевидна для каждаго начинающаго свою дtятель ность музыканта-этнографа. f\ксiома эта состоитъ въ томъ, что на всемъ пространствt необъятной Руси, среди великоруссовъ бытуетъ пъсня многоголос ная, что каждый отдъльный голосъ пред ставляетъ изъ себя самостоятельную, за конченную и въ . музыкальномъ отношенiи интересную мелодiю. ,,Ознакомившись съ строемъ русской му зыки и съ характеромъ ея исполненiя въ народъ",-пишетъ, между прочимъ, Мель гуновъ,-,,мы приходимъ къ заключенiю, что стиль народныхъ напъвовъ полифони ческiй. Только никогда не слыхавшiй строй наго русскаrо народнаго хора можетъ утвер ждать, что въ хороводахъ поютъ въ унисонъ ". Какъ же отнеслись петроградскiе музыкан ты къ этому открытiю Мельгунова? А вотъ какъ. - Въ одномъ изъ засъда нiй петроградской комиссiи Педагогическаго Музея, присутствующiе спецiалисты 2 ) музы кальнаго искусства о теорiи Мельrунова отозвались такъ: ,,Фактъ полифоническаго народнаrо пtнiя, сообщенный г. Мельгуно вымъ, представляется недостаточно дока заннымъ, тtмъ болъе, что r. Мельrуновъ удостовtряетъ это явленiе, основываясь на 1 ) .Сборникъ народныхъ пъсенъ", Петроградъ, 1866 r. 2 ) Курсивъ "Правительственнаго Въстника" .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1