О былинах и песнях великой Руси

4 пtсенъ началась у насъ уже въ концt XVIII вtка, русская музыкальная этнографiя далеко не стала еще на вполнt прочную почву. Произошло это потому, что первыми нашими этнографами явились преимуще­ ственно словесники, филологи, не имъвшiе вовсе или имъвшiе мало понятiя о музыкъ. Въ результатt явились цълые томы со все­ возможными описанiями народныхъ обы­ чаевъ съ многочисленными собранiями тек­ стовъ народныхъ пъсенъ, но при этомъ игнорировалась музыкальная часть, и только изръдка, въ видъ особой роскоши, прила­ гался какой-нибудь случайный напtвъ или · наигрышъ. Нотные сборники. вышедшiе въ свътъ въ перiодъ между тридцатыми годами XVIII столътiя и шестидесятыми - XIX (Кирши Данилова, Трутовскаго, Прача и др.), не имъютъ существеннаго значенiя въ отно­ шенiи научномъ или художественномъ 1 ). Въ эту эпоху записи мелодiй, сдъланныя на слухъ, были болъе, чtмъ неточны, а самыя мелодiи намъренно искажались въ угоду фортепiанному аккомпанименту, со­ стряпанному по большей части въ ша­ блонно-европейскомъ вкусt и находящемуся въ полномъ противорtчiи съ народнымъ стилемъ и съ народной гармонiей. У всъхъ авторовъ подобныхъ сборниковъ было кромt того, явившееся результатомъ или ненаблюдательности, или же просто плохого музыкальнаго развитiя, убtжденiе, что русскiя пtсни поются въ унисонъ, на одинъ голосъ и что въ смыслt музыки онъ вельми не исправны. Такъ Василiй Федоро­ вичъ Трутовскiй, священникъ и игрокъ на гусляхъ при дворt Екатерины II, пишетъ въ ,,предувъдомленiи" къ своему сборнику слъ­ дующее: ,,Я напослtдокъ вознамtрился из­ дать въ печать сiи собранныя мною русскiя пъсни въ одинъ голосъ, кшкъ OH/fo обыкновен­ но по10тсл" 1 и прибавляетъ, что такъ какъ любители желаютъ исполнять пъсни въ музыкальныхъ правилахъ 2 ), то онъ рtшилъ, 1 ) Въ конц-в же XIX въка поя:вилось не мало сборни· ковъ, арранжированныхъ для одного голоса съ акномпани • ментомъ фортепiано . Лучшiе изъ нихъ Балакирева, Рим­ скаго - Корсакова, Лядова. 2 ) Т.·е, съ rармонизацiей западно - европейскаrо характера. собравъ пъсни, ,, привести ихъ въ порядокъ и подложить басовыя ноты". Цtлая плеяда подобныхъ подкладывате­ лей, вродъ Алябьева, Вильбоа и др., ко­ нечно, не могла сдвинуть съ мtста дъло серьезнаго изученiя народной музыки. Первая точная запись, т. -е. запись ея верх­ ней доминирующей мелодiи, сдълана од­ нимъ изъ корифеевъ русской нацiональной музыки, Милiемъ f\лексtевичемъ Балаки­ ревымъ 1 ). Эпохой въ русской музыкальной этно­ графiи является трудъ Мельгунова: ,, Русскiя народныя пъсни, непосредственно съ голо­ совъ написанныя и съ объясненiемъ издан­ ныя" (1879 г.). Впервые изъ устъ этого та­ лантливаго изслъдователя русской народ­ ной музыки любители послъдней услышали аксiому, котьрая въ наше время очевидна для каждаго начинающаго свою дtятель­ ность музыканта-этнографа. f\ксiома эта состоитъ въ томъ, что на всемъ пространствt необъятной Руси, среди великоруссовъ бытуетъ пъсня многоголос­ ная, что каждый отдъльный голосъ пред­ ставляетъ изъ себя самостоятельную, за­ конченную и въ . музыкальномъ отношенiи интересную мелодiю. ,,Ознакомившись съ строемъ русской му­ зыки и съ характеромъ ея исполненiя въ народъ",-пишетъ, между прочимъ, Мель­ гуновъ,-,,мы приходимъ къ заключенiю, что стиль народныхъ напъвовъ полифони­ ческiй. Только никогда не слыхавшiй строй­ наго русскаrо народнаго хора можетъ утвер­ ждать, что въ хороводахъ поютъ въ унисонъ ". Какъ же отнеслись петроградскiе музыкан­ ты къ этому открытiю Мельгунова? А вотъ какъ. - Въ одномъ изъ засъда­ нiй петроградской комиссiи Педагогическаго Музея, присутствующiе спецiалисты 2 ) музы­ кальнаго искусства о теорiи Мельrунова отозвались такъ: ,,Фактъ полифоническаго народнаrо пtнiя, сообщенный г. Мельгуно­ вымъ, представляется недостаточно дока­ заннымъ, тtмъ болъе, что r. Мельrуновъ удостовtряетъ это явленiе, основываясь на 1 ) .Сборникъ народныхъ пъсенъ", Петроградъ, 1866 r. 2 ) Курсивъ "Правительственнаго Въстника" .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1