О былинах и песнях великой Руси

F пънiи одной лишь мъстности (Калужской rубернiи, деревня Тишинино)". Этотъ приrоворъ мы извлекли изъ крат­ каrо отчета объ упомянутомъ засъданiи, напечатан наго въ № 115 "Правительствен­ наrо Въстника" за 1883 r. Подробна го прото­ кола объ этомъ засъданiи у насъ подъ руками не было, но изъ дальнъйшей фразы: .,При этомъ r. Римскiй - Корсаковъ 1 ) сказалъ ... " 2 ), можно заключить, что на знаменитомъ засъданiи среди спецiалистовъ музыкан­ товъ былъ великiй авторъ ., Снъrурочки" и ,, Садко" , и что, слъдовательно, и онъ, зна­ комившiйся съ народнымъ пънiемъ по сбор­ никамъ Т. Филиппова, сомнъвался въ томъ, что полифоничность является для великорус­ ской пъсни закономъ, вполнъ дъйствитель­ нымъ на всемъ пространствъ великой Руси. Выводъ изъ всего сказаннаrо, полаrаемъ, напрашивается самъ собой . Если для такихъ музыкантовъ, какъ Римскiй-Корсаковъ, за­ коны русской народной пъсни являлись неясными, то что же требовать отъ рядо­ выхъ слушателей, неумъющихъ разобраться въ своеобразныхъ сложныхъ продуктахъ народнаго музыкальнаrо творчества? Терминъ "сложность" для мноrих·ъ пока­ жется несовмъстимымъ съ народной пъсней, въ силу распространеннаrо заблужденiя счи­ тающейся чъмъ-то примитивнымъ и без­ мърно далекимъ отъ истиннаrо искусства. R между :тъмъ, благодаря чисто техниче­ ской сложности, старинная русская пъсня такъ мало доступна для интеллиrентнаrо уха средней чуткости. Въковое разобщенiе образованныхъ клас­ совъ съ народомъ сказалось достаточно ярко и въ музыкальномъ отношенiи. При­ выкнувъ всъ продукты искусства получать въ rотовомъ, упрощенномъ, разжеванномъ видъ, воспитавъ свой слухъ на темперо­ ванной гаммъ 3 ) и , преимущественно, на rомофоническомъ стилъ 4 ), оrраничивъ свой 1) Написавшiй въ то время »Псковитянку", » Майскую ночь ", »Сн-t;rурочку", »Младу" (1883 r .). 2) Сл-t;дуетъ мн't;нiе Римскаrо-Корсакова по вопросу о популярныхъ сборникахъ народныхъ п-t;сенъ. 8) Гамма, состоящая изъ 24-хъ равныхъ частей (полу­ тоновъ) . 4) Гармонiя , rд'Б только одинъ верхнiй rолосъ им'Бетъ самостоятельное значенiе . музыкальный кругозоръ исключительно ма­ жоромъ и миноромъ, шаблонными каден­ цiями 1 ) и модуляцiями 2 ) , находясь во власти мало разнообразной ритмики и квадратныхъ музыкальныхъ формъ 3), образованный лю­ битель музыки, естественно не можетъ до­ статочно реагировать на своеобразную кра­ соту народной музыки, создававшейся со­ всъмъ на другихъ началахъ. Хотя характерныя черты русской народной пъсни трудно установить окончательно, тъмъ не менъе подмъчены слъдующiя особенности. Мелодiя построена большей частью на натуральныхъ rаммахъ 4 ), а также на такъ называемыхъ церковныхъ ладахъ 5 ). Въ бо­ лъе древнихъ пъсняхъ мелодiя вращается въ предълахъ пятиступенной гаммы 6 ). Въ мелодiи преобладаетъ дiатонизмъ 7 ). Неръдки перемъщенiя тоники (модуляцiи). Движенiе по ступенямъ, если оно захватываетъ зна­ чительную часть гаммы, происходитъ боль- · шей частью въ нисходящемъ порядкъ. Скачки больше, чъмъ на квинту ръдки. Кромъ то­ ники пъсня заканчивается неръдко доми­ нантной отъ тоники. Вводный шаrъ на по­ лутонъ въ великорусской пъснъ не употре­ бителенъ. Гар.монiя строится контрапунктически изъ основного напъва и его варiантовъ - под­ rолосковъ, при чемъ многоrолосныя ком­ бинацiи чередуются съ унисонами (окта­ вами) особенно часто при разграниченiи отдъловъ 8 ) п:1=,сни и почти обязательными 1 ) Разrраниченiя музыкальной мысли, им-t;ющiя смыслъ знаковъ препинанiя. 2) Переходъ изъ одной тональности въ другую. 3) Форма музыкальнаrо сочиненiя, rд'Б отд'Бльныя части равны по количеству тактовъ. 4) Безъ искусственнаrо повышенiя седьмой ступени. 5) Звукорядъ изъ двухъ равныхъ частей по четыре звука въ каждой. · Начальной нотой является любая ступень ма­ жорной гаммы , наприм-t;ръ : 1 ТОНЪ 1 Т. ½ Т. 1 ТОНЪ 1 Т , 1 / 2 Т. ----- _..._ ,_.,..._ _,.__,. ,._...._ ---- (до, ре, ми, фа)+ (соль, ля , си , до) ~.½ т . 1 т. 1 т. 1 /2 т. 1т. 1 т. ~ или •,-л......._,-л......._,--л-._ -------- ,-л......._ (ми, фа, соль ля)+ (си, до, ре, ми) 6) Мажорная гамма безъ кварты и септимы или минорная безъ секунды и сексты. 7) Мелодiя, которую можно сыграть на б-t;лыхъ клавишахъ фортепiано. В) Каденцiи . l\ ~============~============~ Л ~==========~ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1