О былинах и песнях великой Руси

6 (?'===========~-,--2..5§; при ея заключенiи. Кромt, унисона и окта­ вы, особенно часто встр½,чающихся въ кон­ цt, п½,сни, излюбленныя созвучiя - квинты, терцiи, иногда - кварты. Полные аккорды получаются лишь случайно при контра­ пунктическомъ движенiи голосовъ. Р.иrп.мъ нап½,ва неразрывно связанъ съ текстомъ; въ виду чего п½,сня не всегда под­ дается дt,ленiю на такты; задача облег­ чается введенiемъ смъшанныхъ размt,ровъ 1 ), но и это не всегда устраняетъ затрудненiя. Впрочемъ, плясовымъ п½,снямъ свойственъ однородный размt,ръ и притомъ - двух­ дольный. Главной причиной перем½,ны ·размt,ра является не мелодiя, а текстъ: не желая скомкать красивый оборотъ рt,чи въ стихt,, п½,вецъ ради этого изм½,няетъ ритмическую часть узора. Но эти ритмическiя свойства русской п½,сни нельзя подводить подъ опре­ дt,ленiе "причудливости, странности, непра­ вильности". Здt,сь есть вполнt, опредt,лен­ ная эстетическая законом½,рность. Исполняются русскiя п½,сни по способу, вырабатывавшемуся в½,к.ами: зап½,вало ве­ детъ главную мелодiю; по окончанiи зап½,ва къ нему присоединяется хоръ или артель. Каждый членъ хора разрабатываетъ ту же мелодiю, сообразно своему воображенiю, то отдt,ляясь отъ зап½,валы, то снова сли­ ваясь съ нимъ. Bct, указанныя особенности русскаго пt,­ сеннаго склада присущи, разумt,ется, и п½,снямъ Воронежской губернiи, записан ­ нымъ г. Пятницкимъ. Перелистывая печатаемый ниже сбор­ никъ, мы почти на каждой страниц½, встрt,­ тимъ и см½,шанные разм½,ры, и унисонныя созвучiя и плавное, недопускающее боль­ шихъ скачковъ, голосоведенiе, и форму, вполнt, удовлетворяющую эстетическому требованiю, и контрапунктическую работу подголосковъ. 1 ) Разм-връ, состоящiй изъ соединенiя двухъ разм-вровъ : четнаго и нечетна го, на п римt.ръ : 5 / 4 (2 + 3 или 3 + 2), ¼ (4+з или з + 4). Лучшими въ музыкальномъ отношенiи п½,сни на нашъ взглядъ являются: Тума­ нушки, Полоса, Каролинка, духовные стихи о Дt,вt, Марiи и Разставанiе души съ тt,­ ломъ, Соловей и Горы Воробьевскiя. Музы­ кальное содержанiе этихъ п½,сенъ им½,етъ самодовлt,ющее значенiе даже безъ связи съ текстомъ. Музыкальное зданiе п½,сни Туманушки по своей стройности и орнаментик.½, ничуть не уступаетъ художественнымъ минiатюрамъ культурной музыки. Вся постройка зиждется на одной музы­ кальной мысли (изъ двухъ мотивовъ), кото­ рая подвергается и въ цt,ломъ, и въ частяхъ, (словно въ Баховской фугt,) тематической разрабо_тк.t,. Расчлененiе главной темы ведетъ далt,е къ образованiю небольшихъ, равныхъ по музыкальному содержанiю 1 ) ячеекъ, отъ симметричной группировки которыхъ и за­ виситъ законченность формы этой инте­ ресной п½,сни. Основная тема п½,сни такова: 1. 2 ,~ в г J I r J t J J :J =з 1 !! J Въ началt, и въ концt, ея ясно слышатся слt,дующiе мотивы: 1! мотивъ 2; м оти въ 4ь r J r t г 1 rl 11 Разсматривая 1-ый куплетъ пtсни, окан­ чивающ1ися словами: ,, туманы. братцы, стоятъ", не трудно зам½,тить, что музыка его состоитъ изъ трехъ построенiй. 1-ое построенiе (предложенiе) состоитъ изъ двухъ фразъ, при чемъ каждая фраза образуется изъ соединенiя приведенныхъ выше моти­ вовъ, (а+ Ь ) . 2-ое предложенiе, обозначае­ мое нами большой буквой О, играетъ роль 1 ) Не по количеству нотъ или тактовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1