О былинах и песнях великой Руси

8 с2§===========;) Гармоническую основу разсматриваемой пtсни составляетъ квинта fa-do. Частое возвращенiе мелодiи къ этимъ двумъ нотамъ не вызываетъ скуки, благо ­ даря разнообразiю мелодическаго рисунка главной темы и подголоска. Рельефны въ контрапунктическомъ отношенiи 5 и 6 такты. Любопытно отмtтить варiацiю мотива Ь въ тактt 9 и 22 въ видt несовершенной каденцiи, служащей для связи двухъ фразъ и для отдаленiя могущей надоtсть тоники ( fa). Полосушка. Этотъ маленькiй шедевръ состоитъ всего изъ одного музыкальнаго предложенiя. Почему пtсенка эта исполняемая тремя женскими голосами, такъ чарующе дtй­ ствуетъ на слушателя? Тайна заключается, конечно, прежде всего въ красивой , съ прелестными, я бы сказалъ, женственными оборотами мелодiи , вродt : Мелодiя эта проста, выразительна, вполнt соотвtтствуетъ содержанiю текста, и не на­ доtдаетъ при повторенiи . Вторую причину очарованiя слtдуетъ искать въ сочности кон­ трапунктически образовавшейся гармонiи . Подумать только что такiе звучные ак­ корды съ задержанiемъ верхняго голоса созданы людьми, музыки! непреднамtренно неграмотными не имtющими понятiя о теорiи Благодаря смtшаннымъ размtрамъ , пtсня и въ ритмическомъ отношенiи не произво­ дитъ однообразнаго впечатлtнiя . Карблинка въ музыкальномъ отноше­ нiи не уступаетъ пtснt " Туманушки " . По формt она представляетъ правильный перiодъ, нотой fa (въ 10 тактt) разграни - ченный на два предложеюя. Опираясь на эту ноту, мелодiя перваго предложенiя очер­ чиваетъ часть такъ называемаго миксоли­ дiйскаго лада отъ пятой ступени si ма~ жора, т.-е.: .- - . - . - Второе же предложенiе построен но · на натуральномъ минорt do , особенно хорошо очерченномъ въ 32 тактt ( si вмtсто ввод­ наго si дiезъ ). Мелодiя п-tсни Кар6линка вмtстt съ подголосками при исполненiи а capel\a звучитъ настолько гармонично, что не вы­ зываетъ потребности въ какомъ бы то ·ни было музыкальномъ сопровожденiи. Цtльность впечатлtнiя зависитъ и отъ музыкальной спаянности отдtльныхъ частей пtсни . Спайка эта достигается при помощи весьма художественнаго прiема. Подголосокъ конца перваго предложенiя (4 и 8 такта) имитируется въ кварту первымъ голосомъ въ началt второго предложенiя (тактъ 12-ый). Законченная форма и довольно выдер­ жанный трехдольный размtръ, думается , указываетъ на ВЛIЯНiе западной музыки. Такое влiянiе объяснимо, если мы вспом­ нимъ, что среди малоруссовъ всегда можно найти слtды польской культуры . А мало­ руссы, какъ извtстно, составляютъ болtе половины всего населенiя Воронежской губ- . бернiи, и отъ нихъ, между прочимъ, запи­ санъ г. Пятн и цки мъ духовный стихъ о Дtвt Марiи. Текстъ пtсни о Кар6линкt, (поль­ ское имя Karol, Карлъ) ушедшемъ на войну и оставившемъ дома свою молодую жену, также, по всей вtроятнQсти, западнаго происхожденiя. Духовный ~тихъ о Дiш'h Марiи такъ же, какъ и " Кар6линка" представляетъ пра ­ вильный перiодъ. Въ пятомъ тактt онъ разграничивается нотою соль на двt части. Мелодiя стиха красиво расширяется въ 8 тактt и приближаясь къ чисто великорус~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1