О былинах и песнях великой Руси
с; с2§'==========~ ской заключительной каденц1и, дълаетъ оборотъ, несвойственный русской народной пъснъ, именно ходъ на малую септиму. · 1ш(вътакт'h8) Если бы не фонограмма, можно было бы даже заподозръть подлинность музыки э1ого стиха о Дъвъ Марiи. Его мелодiя открываетъ большой просторъ для музыкальной обра ботки. Въ мелодiи этой мы склонны слышать отголоски церковнаго пънiя польскихъ костеловъ. Арина Колобаева пъла, между прочимъ, варiантъ этого стиха, гдъ жиды, обращаясь къ Божьей Матери, говорятъ: ,,не мы , дrь ву~шка, не мы Христа распяли". Ни у мало россовъ и ни у одного славянскаго народа не принятъ этоть эпитетъ по отношеюю къ Богородицъ, только одни поляки, съ ихъ чисто католическимъ культомъ Дъвы Марiи, называютъ её Swi~ta Dzieweczka (Святая Дъвушка). За то духовный стихъ "Разставанiе души съ т'hломъ" уже не носитъ харак тера лирической пъсни. Музыка его эпи- Хоровая часть пъсни "Соловей" носить Н"БСКОЛЬКО церковный ОТТ"БНОКЪ. Хорошо звучатъ паралельныя квиты на словъ "ой" въ 6 и 7 тактахъ. Симметричное располо женiе частей, въ видъ перiода изъ двухъ предложенiй, придаетъ пъснi:, о~ругленную форму, при чемъ запъвъ ИМБетъ расширенiе въ 4 и 5 тактахъ, а хоръ въ 10 и 11. Гармонической основой пъсни являются 3 квинты. Третья квинта производитъ впе чатлънiе модуляцiоннаго хода. Главная то нальность натуральный ми .миноръ. чески величава, какъ старинное церковное (,,Обиходное") пънiе. Онъ состоитъ всего изъ двухъ коротенькихъ фразъ, по 2 1/2 такта каждая, и тъмъ не менъе производитъ впе чатлънiе чего то значительнаго въ музы кальномъ отношенiи. Происходитъ это во первыхъ благодаря хорошей " лирной" 1 ) гармонiи, а во вторыхъ благодаря тому, что хоровой подголосокъ, вступая, имитируетъ терцiей ниже мелодiю запъва . Изъ нижеслъдующей таблицы видно, какiя именно квинты (а, Ь, с) составляютъ гармо ническую основу духовнаго стиха "Разста ванiе души съ тъломъ". Гармонизацiя только этими интервалами оставляетъ впечатлънеi аккордовой полнозвучности. На нашъ слухъ первая фраза стиха , опи раясь на . ноту фа, указываетъ на часть миксолидiйскаго звукоряда отъ si бемоль ма жора, въ особенности если мы обратимъ вни манiе на прикрашивающую ноту мi бемоль, а вторая построена на натуральномъ миноръ соль. Возможны, конечно, и иныя толкованiя. - . - . .. - . - . - ·-·- Горы Воробъевскiя носятъ инструмен тальный характеръ. Очень хорошо эта пъсня могла бы прозвучать въ исполненiи рожечниковъ, а въ особенности ритмически богатый запi:.въ съ· его группетто (такiъ 12), и нотами разной длительности (половин ными, четвертями, четвертями съ точкой, восьмыми, шестнадцатыми). Плавное дви женiе подголосковъ также удобно для рож ковъ и жалеекъ. Въ разсматриваемой пъснъ есть своеоб- разная особенность, именно прелюд1я 1) Стихъ поютъ обыкновенно слt.пцы подъ аккомпани ментъ лиры, инструмента каликъ перехожихъ. При помощи колеса, трущагося о струны, играющiй извлекаетъ чистую , непрерывно звучащую квинту . ~ · 1 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1