О былинах и песнях великой Руси

с; с2§'==========~ ской заключительной каденц1и, дълаетъ оборотъ, несвойственный русской народной пъснъ, именно ходъ на малую септиму. · 1ш(вътакт'h8) Если бы не фонограмма, можно было бы даже заподозръть подлинность музыки э1ого стиха о Дъвъ Марiи. Его мелодiя открываетъ большой просторъ для музыкальной обра­ ботки. Въ мелодiи этой мы склонны слышать отголоски церковнаго пънiя польскихъ костеловъ. Арина Колобаева пъла, между прочимъ, варiантъ этого стиха, гдъ жиды, обращаясь къ Божьей Матери, говорятъ: ,,не мы , дrь­ ву~шка, не мы Христа распяли". Ни у мало­ россовъ и ни у одного славянскаго народа не принятъ этоть эпитетъ по отношеюю къ Богородицъ, только одни поляки, съ ихъ чисто католическимъ культомъ Дъвы Марiи, называютъ её Swi~ta Dzieweczka (Святая Дъвушка). За то духовный стихъ "Разставанiе души съ т'hломъ" уже не носитъ харак­ тера лирической пъсни. Музыка его эпи- Хоровая часть пъсни "Соловей" носить Н"БСКОЛЬКО церковный ОТТ"БНОКЪ. Хорошо звучатъ паралельныя квиты на словъ "ой" въ 6 и 7 тактахъ. Симметричное располо­ женiе частей, въ видъ перiода изъ двухъ предложенiй, придаетъ пъснi:, о~ругленную форму, при чемъ запъвъ ИМБетъ расширенiе въ 4 и 5 тактахъ, а хоръ въ 10 и 11. Гармонической основой пъсни являются 3 квинты. Третья квинта производитъ впе­ чатлънiе модуляцiоннаго хода. Главная то­ нальность натуральный ми .миноръ. чески величава, какъ старинное церковное (,,Обиходное") пънiе. Онъ состоитъ всего изъ двухъ коротенькихъ фразъ, по 2 1/2 такта каждая, и тъмъ не менъе производитъ впе­ чатлънiе чего то значительнаго въ музы­ кальномъ отношенiи. Происходитъ это во первыхъ благодаря хорошей " лирной" 1 ) гармонiи, а во вторыхъ благодаря тому, что хоровой подголосокъ, вступая, имитируетъ терцiей ниже мелодiю запъва . Изъ нижеслъдующей таблицы видно, какiя именно квинты (а, Ь, с) составляютъ гармо­ ническую основу духовнаго стиха "Разста­ ванiе души съ тъломъ". Гармонизацiя только этими интервалами оставляетъ впечатлънеi аккордовой полнозвучности. На нашъ слухъ первая фраза стиха , опи­ раясь на . ноту фа, указываетъ на часть миксолидiйскаго звукоряда отъ si бемоль ма­ жора, въ особенности если мы обратимъ вни­ манiе на прикрашивающую ноту мi бемоль, а вторая построена на натуральномъ миноръ соль. Возможны, конечно, и иныя толкованiя. - . - . .. - . - . - ·-·- Горы Воробъевскiя носятъ инструмен­ тальный характеръ. Очень хорошо эта пъсня могла бы прозвучать въ исполненiи рожечниковъ, а въ особенности ритмически богатый запi:.въ съ· его группетто (такiъ 12), и нотами разной длительности (половин­ ными, четвертями, четвертями съ точкой, восьмыми, шестнадцатыми). Плавное дви­ женiе подголосковъ также удобно для рож­ ковъ и жалеекъ. Въ разсматриваемой пъснъ есть своеоб- разная особенность, именно прелюд1я 1) Стихъ поютъ обыкновенно слt.пцы подъ аккомпани­ ментъ лиры, инструмента каликъ перехожихъ. При помощи колеса, трущагося о струны, играющiй извлекаетъ чистую , непрерывно звучащую квинту . ~ · 1 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1