О былинах и песнях великой Руси

10 с:2§===========;) (оканчивающаяся на 10 тактъ), въ сжатомъ видъ излагающая дальнъйшее построенiе, повторяемое много разъ. Основная тональ­ ность пъсни, натуральный ми миноръ 1 ожив- . . ляется отклонен1ями въ мажорно звучащ1я созвуч1я . ~ F ,..... ъ..,. ~ ,..... ы ....., Расширенiе формы, не разъ отмъчаемые нами въ другихъ пъсняхъ, встръчается и здъсь . Именно, передъ концомъ мелодiя удлиняется на 2 такта ( см. такты 6, 20 и 21). Остановка на re имъетъ характеръ прер­ ванной каденцiи 1 ). Пъсня "Гары Воробьевскiя '', благодаря прелюдiи, имъетъ два запъва, причемъ на­ чало перваго запъва (тактъ 1-ый) имъетъ нъсколько иную гармоническую схему, чъмъ начало 2-го (тактъ 11). Въ первомъ запъвъ натуральный .ми миноръ обрисованъ опорными нотами J а во второмъ (ритмически варьированномъ) нотами О ходъ на малую септиму въ 6 тактъ замътимъ, что интервалъ этотъ не что иное, какъ большая секунда, взятая октавой выше. Септима такого происхожденiя - явленiе неръдкое въ русскихъ пъсняхъ. Пъсни, разсмотрънныя нами, имъютъ, какъ уже мы говорили, самодовлъющее музыкальное значен1е. Обратимся теперь къ остальнымъ пъс­ нямъ сборника, пъснямъ, которыя внъ связи со словами или дъйствомъ, ( обрядо­ выя) теряютъ часть своего музыкальнаго въса. Пъсни эти слъдующiя: Былина про Илью Муромца, Историческая пъсня про Петра 1-го, Бродяга, Будя намъ крушиться, Жаво­ роночекъ, Кукушка, Вёснушка, Калина (хо­ роводная), плясовыя: Комарь, Ольга въ лъсъ была, Хорошенькiй, молоденькiй. 1 ) Гармоническiй поворотъ, отдаляющiй появленiе оконча­ тел ьнаго заключенiя. Среди перечисленныхъ пъсенъ имъется, какъ видимъ одна былина и одна истори ­ ческая пъсня. Этотъ видъ народнаго твор­ чества почти уже не встръчается въ сред­ ней полосъ Россiи. Былинная традицiя сохранилась еще на нашемъ крайнемъ Сtверъ. Но былинныя мелодiи, находимыя нашими изслъдователями въ странъ семги и оленей, поются большей частью на одинъ голосъ, отличаются бъдностью звукоряда, вращаясь въ предtлахъ пятиступенной гаммы. Воро­ нежская же губернiя, какъ и всякая губер­ нiя средней полосы, знаетъ только одинъ складъ пtсни- хоровой и поетъ про Илью Муромца или про Петра I-ro въ такомъ же лирическомъ духъ, какъ и про веснушку или жавороночка. Напtвъ былины объ Илъ'h Мурович'h носитъ чисто пъсенный характеръ и изо­ билуетъ мелодическими украшенiями въ верхнемъ голосъ. Гармонiя ея зиждется на натуральныхъ гаммахъ, мажорной .ля и минорной .ми. Первая гамма со своимъ не­ повышеннымъ со .ль слышится до 13 такта включительно. Переходъ (модуляцiя) въ .ми миноръ рельефно обозначенъ нотою до бе ­ r,,аро въ концt 13 такта. Гармонической основой пъсни про Пе­ тра I является натуральный миноръ .ля, особенно ясно выраженный въ предпослъ­ дующемъ тактъ (со.ль простое). Основной напъвъ съ подголоскомъ самостоятельны и въ мелодическомъ, и въ ритмическомъ отношенiи ( см. напр. отрывокъ между 7 и 12 тактами). Двухчетвертной размъръ вы­ держанъ до конца пъсни. Посылала Ваню мать. Особенность этой пъсни составляетъ ея драматическая подкладка, стремленiе выразить извъстное дъйство. Первая часть пtсни (такты 1-15) излагаетъ партiю матери, вторая (19-32 такты), варьирующая музыку первой, изоб­ ражаетъ настроенiе Вани. Между обtими частями находится вставка - nовторенiе nо­ слtдней фразы первой части. Каждая часть состоитъ изъ двухъ повторенныхъ фразъ съ прибавкой новой фразы, отдъляющейся отъ двухъ первыхъ ( см. тактъ 11) паузой, =====~===~/) )1 ======~М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1