О былинах и песнях великой Руси
10 с:2§===========;) (оканчивающаяся на 10 тактъ), въ сжатомъ видъ излагающая дальнъйшее построенiе, повторяемое много разъ. Основная тональ ность пъсни, натуральный ми миноръ 1 ожив- . . ляется отклонен1ями въ мажорно звучащ1я созвуч1я . ~ F ,..... ъ..,. ~ ,..... ы ....., Расширенiе формы, не разъ отмъчаемые нами въ другихъ пъсняхъ, встръчается и здъсь . Именно, передъ концомъ мелодiя удлиняется на 2 такта ( см. такты 6, 20 и 21). Остановка на re имъетъ характеръ прер ванной каденцiи 1 ). Пъсня "Гары Воробьевскiя '', благодаря прелюдiи, имъетъ два запъва, причемъ на чало перваго запъва (тактъ 1-ый) имъетъ нъсколько иную гармоническую схему, чъмъ начало 2-го (тактъ 11). Въ первомъ запъвъ натуральный .ми миноръ обрисованъ опорными нотами J а во второмъ (ритмически варьированномъ) нотами О ходъ на малую септиму въ 6 тактъ замътимъ, что интервалъ этотъ не что иное, какъ большая секунда, взятая октавой выше. Септима такого происхожденiя - явленiе неръдкое въ русскихъ пъсняхъ. Пъсни, разсмотрънныя нами, имъютъ, какъ уже мы говорили, самодовлъющее музыкальное значен1е. Обратимся теперь къ остальнымъ пъс нямъ сборника, пъснямъ, которыя внъ связи со словами или дъйствомъ, ( обрядо выя) теряютъ часть своего музыкальнаго въса. Пъсни эти слъдующiя: Былина про Илью Муромца, Историческая пъсня про Петра 1-го, Бродяга, Будя намъ крушиться, Жаво роночекъ, Кукушка, Вёснушка, Калина (хо роводная), плясовыя: Комарь, Ольга въ лъсъ была, Хорошенькiй, молоденькiй. 1 ) Гармоническiй поворотъ, отдаляющiй появленiе оконча тел ьнаго заключенiя. Среди перечисленныхъ пъсенъ имъется, какъ видимъ одна былина и одна истори ческая пъсня. Этотъ видъ народнаго твор чества почти уже не встръчается въ сред ней полосъ Россiи. Былинная традицiя сохранилась еще на нашемъ крайнемъ Сtверъ. Но былинныя мелодiи, находимыя нашими изслъдователями въ странъ семги и оленей, поются большей частью на одинъ голосъ, отличаются бъдностью звукоряда, вращаясь въ предtлахъ пятиступенной гаммы. Воро нежская же губернiя, какъ и всякая губер нiя средней полосы, знаетъ только одинъ складъ пtсни- хоровой и поетъ про Илью Муромца или про Петра I-ro въ такомъ же лирическомъ духъ, какъ и про веснушку или жавороночка. Напtвъ былины объ Илъ'h Мурович'h носитъ чисто пъсенный характеръ и изо билуетъ мелодическими украшенiями въ верхнемъ голосъ. Гармонiя ея зиждется на натуральныхъ гаммахъ, мажорной .ля и минорной .ми. Первая гамма со своимъ не повышеннымъ со .ль слышится до 13 такта включительно. Переходъ (модуляцiя) въ .ми миноръ рельефно обозначенъ нотою до бе r,,аро въ концt 13 такта. Гармонической основой пъсни про Пе тра I является натуральный миноръ .ля, особенно ясно выраженный въ предпослъ дующемъ тактъ (со.ль простое). Основной напъвъ съ подголоскомъ самостоятельны и въ мелодическомъ, и въ ритмическомъ отношенiи ( см. напр. отрывокъ между 7 и 12 тактами). Двухчетвертной размъръ вы держанъ до конца пъсни. Посылала Ваню мать. Особенность этой пъсни составляетъ ея драматическая подкладка, стремленiе выразить извъстное дъйство. Первая часть пtсни (такты 1-15) излагаетъ партiю матери, вторая (19-32 такты), варьирующая музыку первой, изоб ражаетъ настроенiе Вани. Между обtими частями находится вставка - nовторенiе nо слtдней фразы первой части. Каждая часть состоитъ изъ двухъ повторенныхъ фразъ съ прибавкой новой фразы, отдъляющейся отъ двухъ первыхъ ( см. тактъ 11) паузой, =====~===~/) )1 ======~М
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1