О былинах и песнях великой Руси

22,5§':=========~ которая въ первой части замt,няетъ ( сооб­ разно съ текстомъ) музыкальное двоеточiе, а во второй- многоточiе (тактъ 28). Форму пt,сни, поэтому, можно изобразить такъ: [а+ а+ Ь] + О (вставка)+ [а+ а+ Ь]. Построенiе, обозначенное пунктиромъ, много разъ повторяется. Въ тактахъ 21 и 22 любопытно выдержан­ ное въ верхнемъ голосt, акцентированное ре, изображающее плетущагося и спотыкаю­ щагося Ваню. Прослушавъ фонограмму, мы можемъ еще отмt,тить въ нашей пБснt, смt,ну темповъ 1 ), сообразно драматическому смыслу текста. Хоровая часть пt,сни Жавороночекъ изобилуетъ квартами, между которыми есть и параллельныя (тактъ 9 и 10). Вёснушка. Мелодiя этой пt,сни чрезвы­ чайно гармонируетъ со словами. Звенящая прозрачность звуковыхъ сочетанiй дt,й­ ствуетъ на слухъ, какъ пt,нiе жаворонка весной. Особенно нt,жно звучитъ фраза: ,,да ты весна пришла" (въ концt, запtва), даетъ настроенiе и частое возвращенiе къ НОТБ ми. Натуральный со.ль мажоръ (безъ п~вышен­ наго фа) составляетъ гармоническую основу ПБСНИ. Пtсня Кукушка звучитъ, словно причи­ танiе, благодаря возвращенiю напt,ва къ одной нотt (ми) и украшенiямъ верхняго голоса, напоминающимъ рыданiе. Соль про­ стое (въ 21 тактt,) обрисовываетъ натураль­ ную гамму .ля .миноръ. Оригинальна заклю­ чительная каденцiя п1:,сни на терцiи этой гаммы, Опорной гармонической точкой п-tсни Бродяга является созвучiе соль-ре. Нота fis на м1:,стi; ожидаемаго la (въ тактt, 39 ясно обрисовывающая секстаккордъ пятой 1 ) Явленiе не частое въ русскихъ пt.сняхъ. ступени обычнаго соль .ма{)юора, гармонiю, чуждую русской п-tснt, нарушаетъ народный стиль. Несмотря на медленный темпъ, въ "Бродягt," выдержанъ до конца начальный разм-tръ, чего также почти никогда не бываетъ въ пtсняхъ протяжныхъ. Лучшимъ мtстомъ является переходъ между зап-tвомъ и хоромъ (см. такты 23-26). Очень стильна хороводная Калина. Кра­ сивая мелодiя запtва, опирающаяся на ма­ жорно звучащую квинту соль-ре, смtняется хоромъ, построенномъ на чисто минорной квинтt, .мit-си. Оборотъ мелодiи 3-го такта является примtромъ мелодической фигура­ цiи, не простирающейся въ русскихъ пtс­ няхъ (какъ и въ данномъ случаt,) дальше квинты. Гармонiя и мелод1я пБсни Будя намъ крушиться зиждется, повидимому, на ми­ ксолидiйскомъ ходt, отъ si бе.мо.ль мажора. (См. разборъ духовнаго стиха: ,, Разставанiе души съ тБломъ"). Только въ предпослtд­ немъ тактt,, посредствомъ ноты .ми беК,аръ пt,сня довольно внезапно модулирует~ въ натуральный ре миноръ. Между запtвомъ и хоромъ на слогt, ,,э" (такты 7, 8 и 9) находится вставка съ фер­ матой на соль (нt,что вродt, прерванной каденцiи), очень оживляющая музыку всей ПБСНИ. Намъ осталось разсмотрt,ть плясовыя пtсни: Комарь, Ольга въ л'hc'h была, и Хороmенькiй, молоденькiй. Въ пер­ вой пt,снt, слtдуетъ обратить вниманiе на перенесенiе мелодiи запtва въ партiю ниж­ няго подголоска въ тактахъ 5, 6, а также 18, 19 и 20. Очень оживляетъ пt,сню отклоненiе (въ тактахъ 12, 13, 14 и 15) въ натуральный миноръ ре и быстрое возвращенiе въ пер­ воначальный миноръ соль. Вторая пt,сня имtетъ правильную двух­ колtнную форму, при чемъ второе колt,но варьируется и нtсколько разъ повторяется. 18-й тактъ является образцомъ гармони'Чес%ой варiацiи (мотивъ 9 и 10 тактовъ) съ краси­ выми контрапунктически образовавшимися квартовыми . сочетанiями. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1