О былинах и песнях великой Руси

Любопытное явленiе представляетъ нам-t.­ ренное ударенiе на короткихъ слогахъ (,,съ палтинушкою ", ,,съ малинушкою "), достиг­ нутое при помощи стяженiя двухъ сос-t.д­ нихъ осьмушекъ (синкопы). Благодаря такой выходк-t., п-t.сня къ кон­ цу прiобр-t.таетъ все болtе шутливый и разухабистый характеръ, а плясовой ритмъ прiобр-t.таетъ н-t.которое разнообразiе. Въ ц-t.ляхъ разнообразiя зап-t.вало культурно не повторяетъ въ пятомъ такт-\:, ноту .ля, а беретъ ее вм-t.стt со вспомогательной si, превращая четверть въ дв-t. восьмыя, т.-е. вмtсто Отмtтимъ еще очень рельефный образецъ имитацiи 1 ) въ такт-\:, 36 и 37. Третья п-t.сня состоитъ изъ двухъ предло­ женiй, при чемъ при повторенiи первое предложенiе варьируется. Въ варiацiонномъ смыслt очень интересны изложенные трех­ голосно такты 27 и 28, гд-t. мелодiя зап-t.ва проводится въ среднемъ голосt. Къ концу п-t.сня прiобр-t.таетъ все бол-t.е оживленный характеръ. Особенно зали­ хватски звучатъ такты 52 и 53, гд-t. на сло­ вахъ "пойду въ зелены сады" повторяется два раза акцентиров~нная нота ve. LJ Необходимо теперь сказать н-t.сколько словъ о вн-t.шнемъ исполненiи русскихъ п-t.сенъ. Не только крестьяне Воронежской губернiи, но и все русское крестьянство относится къ п-t.нiю, какъ къ д-t.лу серьез­ ному. Даже плясовыя п-t.сни прiурочены къ обряду, дtйству. Свадебныя и похоронныя причитанiя жен­ щинъ сопровождаются обыкновенно настоя­ щими слезами. Арина Колобаева, во время пtнiя со своими дочерьми, взrлядомъ гип­ нотизировала послtднихъ, заражая ихъ своимъ настроенiемъ. 1) Подражанiе одного голоса другому. П-t.сня - правда, говоритъ народъ. Онъ любитъ свою п-t.сню, умиляется передъ ней. 1 ) Поэтому и народное исполненiе всегда классически просто, серьезно, безъ заранъе придуманныхъ, какъ въ культурной музыкъ, детальныхъ отт-t.нковъ. ,, Водя голосомъ ", мужики съ бабами соблюдаютъ мъру, не злоупотребляютъ силой звука и никогда не измъняютъ темпа безъ серьезнаго основанiя. Одинъ изъ примъровъ такой, не часто встръчающейся перемъны темпа, мы видъли въ пъснъ "Посылала Ваню мать". Фонограмма не даетъ возможности впол­ нъ почувствовать проникновенный харак­ теръ народнаго исполненiя и видъть серьез­ ное выраженiе лицъ у пъвцовъ; зато, слушая фонограмму, можно ясно представить себъ, что народныя мелодiи не распъваются на 24-хъ полутонахъ темперированной форте­ пiанной гаммы. Голоса берутъ гораздо болtе мелкiя части тона натуральнаго строя. Бла­ годаря такой интонацiи, попытка аккомпа­ нировать крестьянскому хору на фортепiано привела бы къ большой какофонiи. Ясно также, что при помощи обычной нотацiи безъ соотвътствующихъ оговорокъ нельзя вполн-t. точно записать народную мелодiю. Слушая хоровое пънiе крестьянъ, легко убъдиться и въ томъ, что въ народномъ пънiи отсутствуютъ присущiе интелигент­ скимъ хорамъ недостатки. Для д-t.тей городской культуры пънiе а capella безъ дирижера и репетицiй является невыполнимой задачей. f\ для народныхъ пъвцовъ только такое пънiе и представляетъ родную стихiю. И ВЪ дереВН'Б, И на эстрад'Б ОНИ ПОЮТЪ безъ предварительной подготовки, безъ регента и безъ камертона. Тонкiй слухъ поющихъ спасаетъ ихъ отъ фальши, пони­ женiя въ концахъ; зап-t.вало, неукоснительно придерживаясь опредъленнаrо строя, дис­ циплинируетъ артель. Стоитъ послушать любую пъсню, хотя бы въ фоноrраммъ, напр. пъсню: ,, Горы Воробьевскiя", · чтобы составить поняnе о методичности крестьян­ скаго исполненiя. 1 ) Великорусскiя пi;сни, собранныя Линевой. Выпускъ 1-й, стр . XXV. ~ ~============~============~ J ~===========Е) 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1