О былинах и песнях великой Руси
Любопытное явленiе представляетъ нам-t. ренное ударенiе на короткихъ слогахъ (,,съ палтинушкою ", ,,съ малинушкою "), достиг нутое при помощи стяженiя двухъ сос-t.д нихъ осьмушекъ (синкопы). Благодаря такой выходк-t., п-t.сня къ кон цу прiобр-t.таетъ все болtе шутливый и разухабистый характеръ, а плясовой ритмъ прiобр-t.таетъ н-t.которое разнообразiе. Въ ц-t.ляхъ разнообразiя зап-t.вало культурно не повторяетъ въ пятомъ такт-\:, ноту .ля, а беретъ ее вм-t.стt со вспомогательной si, превращая четверть въ дв-t. восьмыя, т.-е. вмtсто Отмtтимъ еще очень рельефный образецъ имитацiи 1 ) въ такт-\:, 36 и 37. Третья п-t.сня состоитъ изъ двухъ предло женiй, при чемъ при повторенiи первое предложенiе варьируется. Въ варiацiонномъ смыслt очень интересны изложенные трех голосно такты 27 и 28, гд-t. мелодiя зап-t.ва проводится въ среднемъ голосt. Къ концу п-t.сня прiобр-t.таетъ все бол-t.е оживленный характеръ. Особенно зали хватски звучатъ такты 52 и 53, гд-t. на сло вахъ "пойду въ зелены сады" повторяется два раза акцентиров~нная нота ve. LJ Необходимо теперь сказать н-t.сколько словъ о вн-t.шнемъ исполненiи русскихъ п-t.сенъ. Не только крестьяне Воронежской губернiи, но и все русское крестьянство относится къ п-t.нiю, какъ къ д-t.лу серьез ному. Даже плясовыя п-t.сни прiурочены къ обряду, дtйству. Свадебныя и похоронныя причитанiя жен щинъ сопровождаются обыкновенно настоя щими слезами. Арина Колобаева, во время пtнiя со своими дочерьми, взrлядомъ гип нотизировала послtднихъ, заражая ихъ своимъ настроенiемъ. 1) Подражанiе одного голоса другому. П-t.сня - правда, говоритъ народъ. Онъ любитъ свою п-t.сню, умиляется передъ ней. 1 ) Поэтому и народное исполненiе всегда классически просто, серьезно, безъ заранъе придуманныхъ, какъ въ культурной музыкъ, детальныхъ отт-t.нковъ. ,, Водя голосомъ ", мужики съ бабами соблюдаютъ мъру, не злоупотребляютъ силой звука и никогда не измъняютъ темпа безъ серьезнаго основанiя. Одинъ изъ примъровъ такой, не часто встръчающейся перемъны темпа, мы видъли въ пъснъ "Посылала Ваню мать". Фонограмма не даетъ возможности впол нъ почувствовать проникновенный харак теръ народнаго исполненiя и видъть серьез ное выраженiе лицъ у пъвцовъ; зато, слушая фонограмму, можно ясно представить себъ, что народныя мелодiи не распъваются на 24-хъ полутонахъ темперированной форте пiанной гаммы. Голоса берутъ гораздо болtе мелкiя части тона натуральнаго строя. Бла годаря такой интонацiи, попытка аккомпа нировать крестьянскому хору на фортепiано привела бы къ большой какофонiи. Ясно также, что при помощи обычной нотацiи безъ соотвътствующихъ оговорокъ нельзя вполн-t. точно записать народную мелодiю. Слушая хоровое пънiе крестьянъ, легко убъдиться и въ томъ, что въ народномъ пънiи отсутствуютъ присущiе интелигент скимъ хорамъ недостатки. Для д-t.тей городской культуры пънiе а capella безъ дирижера и репетицiй является невыполнимой задачей. f\ для народныхъ пъвцовъ только такое пънiе и представляетъ родную стихiю. И ВЪ дереВН'Б, И на эстрад'Б ОНИ ПОЮТЪ безъ предварительной подготовки, безъ регента и безъ камертона. Тонкiй слухъ поющихъ спасаетъ ихъ отъ фальши, пони женiя въ концахъ; зап-t.вало, неукоснительно придерживаясь опредъленнаrо строя, дис циплинируетъ артель. Стоитъ послушать любую пъсню, хотя бы въ фоноrраммъ, напр. пъсню: ,, Горы Воробьевскiя", · чтобы составить поняnе о методичности крестьян скаго исполненiя. 1 ) Великорусскiя пi;сни, собранныя Линевой. Выпускъ 1-й, стр . XXV. ~ ~============~============~ J ~===========Е) 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1