О былинах и песнях великой Руси

с- Кромt того, несмотря на варьироваюе мелодiй, на исполненiе каждаго куплета пt_сни тратится одно и тоже количество времени. При повторенiи, даже для ферматъ не отпускается лишнихъ мгновенiй. Такова ритмическая стойкость народныхъ пtвцовъ вообще и воронежскихъ крестьянъ въ частности. Музыкальный складъ пtсенъ Воронеж­ ской губернiи не отличается отъ обще­ русскаго стариннаго пtсеннаго склада; по­ этому, на основанiи нашего подробнаго раз­ бора, мы можемъ сдtлать еще нtсколько обобщенiй, касающихся - свойствъ старинной русской пtсни. Идея о простотt, примитивности и не­ сложности русской пtсни является, какъ видимъ, чистtйшей фикцiей. Если не дtлать обычныхъ сопоставленiй между колоссаль­ ными завоеванiями музыки культурной и гораздо болtе скромными достиженiями русской народной музыки, то будетъ ясно, что послtдняя, какъ и всякое настоящее искусство, выработала въ теченiе вtковъ рядъ художественныхъ цtнностей не только относительныхъ, но и абсолютныхъ. Главная абсолютная цtнность русскихъ пtсенъ состоитъ въ яркомъ, своеобразномъ стилt, создавшемся, благодаря излюблен­ нымъ прiемамъ, указаннымъ нами выше. Огромное общемузыкальное значенiе имt­ етъ свойство народной пtсни при разно­ образiи и пестротt ритмической ткани, при постоянно практикующихся смtшанныхъ размtрахъ, достигать законченности въ смыслt формы . Въ этомъ отношенiи куль­ турная музыка даетъ и болtе рtдкiе, и менtе удовлетворительные примtры. Что касается формы русской пtсни, то она отличается гораздо большимъ разно- . образiемъ, чtмъ можетъ показаться на пер­ вый взглядъ. Мнtнiе, что форма русской пtсни опредtляется словами, вtрно лишь отчасти. Мы отмtтили въ циклt протяж­ ныхъ, не связанныхъ съ пляской пtсенъ, рядъ такихъ, которыя и безъ словъ произ­ водятъ удовлетворительное впечатлtнiе въ v смыслt формы. Кромt двух- и трехколtн­ наго склада въ томъ смыслt, • какъ это понимаетъ культурная музыка, русская на­ родная пtсня, вродt "Туманушки", даетъ примtръ и другихъ симметрiй, гдt коли­ чество тактовъ не играетъ никакой роли, и гдt "трехчастность" достигается иными, чtмъ въ культурной музыкt, путями. Вообще, нельзя не удивляться, что въ старину _ неграмотны~ русскiе крестьяне го­ ворили музыкальнымъ языкомъ, близкимъ къ языку творцовъ фугъ и сонатъ, и что русскiй народъ безъ помощи учителей и книгъ добылъ цtлый рядъ тtхъ же музы­ кальныхъ средствъ, которыми пользуются наиболtе серьезные и образованные ком­ позиторы. Ни у однаго народа нtтъ такихъ бога­ тыхъ въ гармоническомъ и контрапункти­ ческомъ отношенiи пtсенъ, какъ пtсни русскiя. Обстоятельство это является обще­ признаннымъ фактомъ 1 ). "Воронежскiй Сборникъ" г. Пятницкаго выясняетъ далtе, что культурные техниче­ скiе прiемы русской народной пtсни, не получивъ всесторонняго развитiя, не возве­ дены и не могли быть возведены въ сис­ тему, но незнакомый съ теорiей музыки народъ нашъ остался чуждъ всякой схола­ стикt и, переплетая голоса, создавая гармо­ ническiя комбинацiи, трансформируя тему, переходя въ разные строи, дtлая ритмиче­ скiя измtненiя, дtлаетъ все это непринуж­ денно, какъ бы шутя, въ то же время не внося въ свою работу того элемента без­ помощности и несовершенства, отъ кото­ рыхъ такъ трудно избавиться даже спецiа­ листу - музыканту въ началt своего музы­ кальнаго образованiя. Благодаря опредtленному стилю, для рус­ ской пtсни не страшны разныя культур­ ныя запрещенности, вродt параллельныхъ квинтъ. (Эти послtднiя въ русской пtснt почти всегда красиво звучатъ). 1 ) По мн-1,нiю профессора Вестфаля, русская народная п-1,сня по своему богатству, безспорно, должна занимать первое м-1,сто между п-1,снями вс-1,хъ народовъ земного шара (.,Русскiй Вi,стникъ " , 1879 г. № 9). ~===============~·==============:::.) /'-.:========================================~ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1