О былинах и песнях великой Руси
с- Кромt того, несмотря на варьироваюе мелодiй, на исполненiе каждаго куплета пt_сни тратится одно и тоже количество времени. При повторенiи, даже для ферматъ не отпускается лишнихъ мгновенiй. Такова ритмическая стойкость народныхъ пtвцовъ вообще и воронежскихъ крестьянъ въ частности. Музыкальный складъ пtсенъ Воронеж ской губернiи не отличается отъ обще русскаго стариннаго пtсеннаго склада; по этому, на основанiи нашего подробнаго раз бора, мы можемъ сдtлать еще нtсколько обобщенiй, касающихся - свойствъ старинной русской пtсни. Идея о простотt, примитивности и не сложности русской пtсни является, какъ видимъ, чистtйшей фикцiей. Если не дtлать обычныхъ сопоставленiй между колоссаль ными завоеванiями музыки культурной и гораздо болtе скромными достиженiями русской народной музыки, то будетъ ясно, что послtдняя, какъ и всякое настоящее искусство, выработала въ теченiе вtковъ рядъ художественныхъ цtнностей не только относительныхъ, но и абсолютныхъ. Главная абсолютная цtнность русскихъ пtсенъ состоитъ въ яркомъ, своеобразномъ стилt, создавшемся, благодаря излюблен нымъ прiемамъ, указаннымъ нами выше. Огромное общемузыкальное значенiе имt етъ свойство народной пtсни при разно образiи и пестротt ритмической ткани, при постоянно практикующихся смtшанныхъ размtрахъ, достигать законченности въ смыслt формы . Въ этомъ отношенiи куль турная музыка даетъ и болtе рtдкiе, и менtе удовлетворительные примtры. Что касается формы русской пtсни, то она отличается гораздо большимъ разно- . образiемъ, чtмъ можетъ показаться на пер вый взглядъ. Мнtнiе, что форма русской пtсни опредtляется словами, вtрно лишь отчасти. Мы отмtтили въ циклt протяж ныхъ, не связанныхъ съ пляской пtсенъ, рядъ такихъ, которыя и безъ словъ произ водятъ удовлетворительное впечатлtнiе въ v смыслt формы. Кромt двух- и трехколtн наго склада въ томъ смыслt, • какъ это понимаетъ культурная музыка, русская на родная пtсня, вродt "Туманушки", даетъ примtръ и другихъ симметрiй, гдt коли чество тактовъ не играетъ никакой роли, и гдt "трехчастность" достигается иными, чtмъ въ культурной музыкt, путями. Вообще, нельзя не удивляться, что въ старину _ неграмотны~ русскiе крестьяне го ворили музыкальнымъ языкомъ, близкимъ къ языку творцовъ фугъ и сонатъ, и что русскiй народъ безъ помощи учителей и книгъ добылъ цtлый рядъ тtхъ же музы кальныхъ средствъ, которыми пользуются наиболtе серьезные и образованные ком позиторы. Ни у однаго народа нtтъ такихъ бога тыхъ въ гармоническомъ и контрапункти ческомъ отношенiи пtсенъ, какъ пtсни русскiя. Обстоятельство это является обще признаннымъ фактомъ 1 ). "Воронежскiй Сборникъ" г. Пятницкаго выясняетъ далtе, что культурные техниче скiе прiемы русской народной пtсни, не получивъ всесторонняго развитiя, не возве дены и не могли быть возведены въ сис тему, но незнакомый съ теорiей музыки народъ нашъ остался чуждъ всякой схола стикt и, переплетая голоса, создавая гармо ническiя комбинацiи, трансформируя тему, переходя въ разные строи, дtлая ритмиче скiя измtненiя, дtлаетъ все это непринуж денно, какъ бы шутя, въ то же время не внося въ свою работу того элемента без помощности и несовершенства, отъ кото рыхъ такъ трудно избавиться даже спецiа листу - музыканту въ началt своего музы кальнаго образованiя. Благодаря опредtленному стилю, для рус ской пtсни не страшны разныя культур ныя запрещенности, вродt параллельныхъ квинтъ. (Эти послtднiя въ русской пtснt почти всегда красиво звучатъ). 1 ) По мн-1,нiю профессора Вестфаля, русская народная п-1,сня по своему богатству, безспорно, должна занимать первое м-1,сто между п-1,снями вс-1,хъ народовъ земного шара (.,Русскiй Вi,стникъ " , 1879 г. № 9). ~===============~·==============:::.) /'-.:========================================~ 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1